Cоматометрические показатели, интеллектуальные достижения и состояние вегетативной нервной системы у обучающихся в высшем учебном заведении
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-73-80
Аннотация
Актуальность. Гармоничное развитие личности достигается путем сбалансированного совершенствования физических и психических качеств человека. Имеющиеся способы психофизиологического отбора поступающих в высшие учебные заведения и методы сопровождения учебного процесса в значительной мере субъективны, трудоемки и не способны в полной мере прогнозировать дальнейшую профессиональную судьбу обучающегося. Данная статья посвящена изучению интегративной взаимосвязи результатов физической и интеллектуальной деятельности лиц молодого возраста и их базового вегетативного обеспечения.
Цель исследования – определить взаимосвязи физиологических характеристик, вегетативного дисбаланса и интеллектуальных достижений у лиц молодого возраста, обучающихся в высшем учебном заведении.
Методология. Обследовано 329 практически здоровых испытуемых в возрасте 19,8 ± 1,2 года, проходящих подготовку в высшем учебном заведении по программе специалитета. Сбор данных проводился в форме очного индивидуального опроса. Посредством вариационной кардиоинтервалографии оценивались параметры вегетативного обеспечения жизнедеятельности организма и показатели их сбалансированности. Показатели вегетативной нервной системы регистрировались по результатам кардиоритмографии по Р.М. Баевскому, с использованием аппаратно- программного комплекса «Валента» и преобразователя биосигналов ПБС-01. Состояние ВНС оценивалось в покое и при применении функциональных проб.
Результаты и их анализ. Результаты оценки физической и умственной работоспособности статистически незначимо соотносились со всеми показателями вегетативного обеспечения деятельности организма, за исключением индекса напряжения, прямо, с умеренной силой коррелировавшего с показателем скорости испытуемых во всех точках измерения (r = 0,55, 0,7 и 0,64 соответственно, р < 0,05). Процентное изменение индекса напряженности прямо коррелировало с показателями скорости и выносливости и обратно – с параметрами силы и когнитивных успехов. Имел место тренд умеренной силы к снижению когнитивных успехов на фоне роста скорости (r = –0,5, p > 0,05), слабой – по мере увеличения показателя выносливости (r = –0,24, p > 0,05) и к их повышению по мере повышения значения показателя физической силы (r = 0,17, p > 0,05).
Заключение. Зависимость функциональных характеристик от соматометрических показателей у лиц, завершающих обучение в вузе, существует. Вегетативное обеспечение деятельности организма находится в сложной взаимосвязи с показателями его психофизиологического функционирования. Рост интеллектуальных достижений наблюдается преимущественно в условиях преобладания тонуса парасимпатического звена вегетативной нервной системы. Модификация параметров функционирования организма подлежит коррекции посредством как фармакологического, так и немедикаментозного воздействия.
Об авторах
М. В. СоловьевРоссия
Соловьев Михаил Викторович – канд. мед. наук, ст. преподаватель,
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева д. 6.
А. Н. Сорокин
Россия
Cорокин Арсений Николаевич – ординатор,
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева д. 6.
Е. С. Парцерняк
Россия
Парцерняк Евгения Сергеевна – ординатор,
190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9.
А. П. Леонович
Россия
Леонович Александр Петрович – канд. мед. наук, доц. каф. психофизиологии, Ин-т прикладного психоанализа и психологии
199226, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова 14.
Список литературы
1. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение // Тез. докл. IV Всерос. симп. / Отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. УдГУ, Ижевск, 2008. 344 c.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.
3. Ивченко Н.В., Батуева А.Э. Регуляция вариабельности сердечного ритма с помощью мягких мануальных техник по методу «ив» у лиц, занимающихся умственным трудом // Мат. V всерос. симпозиума с междунар. участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». Ижевск: б. и., 2011. С. 15–25.
4. Коновалова Г.М., Севрюкова Г.А. Особенности вариабельности сердечного ритма и ЭКГ у студентов в процессе адаптации к условиям обучения в ВУЗе // Мат. V всерос. симпозиума с междунар. участием «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». Ижевск: б. и., 2011. С. 6–10.
5. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. СПб.: А. В. К., 2002. 384 с.
6. Рыбников Н.Н., Леонтьева М.А., Круглова М.А. [и др.]. Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоморфной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии // Вестник психотерапии. 2023. № 86. C. 92–102. DOI: 10.25016/2782-652Х-2023-0-86-92-102
7. Черный В.С., Соловьев М.В., Сорокин Н.В. Постулационная иерархия у обучающихся выпускного курса высшего военного учебного заведения в контексте успешности обучения и инновационной продуктивности // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2023. № 3. C. 89–92.
8. Чижиков Д.А., Борисов В.И., Копытова Т.В. [и др.]. К вопросу о влиянии вегетативной нервной системы на формирование язвы двенадцатиперстной кишки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. C. 34–38.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев М.В., Сорокин А.Н., Парцерняк Е.С., Леонович А.П. Cоматометрические показатели, интеллектуальные достижения и состояние вегетативной нервной системы у обучающихся в высшем учебном заведении. Вестник психотерапии. 2023;(88):73-80. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-73-80
For citation:
Solovev M.V., Sorokin A.N., Partsernyak E.S., Leonovich A.P. Somatometric indicators, intellectual achievements and the state of the autonomic nervous system in students at a higher educational institution. Bulletin of psychotherapy. 2023;(88):73-80. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-73-80