Психофизиологические механизмы внимания и методы коррекции их нарушений
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-103-113
Аннотация
Введение. Вопросы регуляции внимания считаются одной из самых сложных проблем психофизиологии. Роль внимания в жизнедеятельности человека не может быть переоценена, так как внимание участвует восприятии необходимой информации, а также в регуляции психических процессов.
Цель – анализ современных взглядов на психофизиологические механизмы внимания и перспективы этиопатогенетической коррекции его нарушений.
Методология. Осуществлен поиск представленных результатов научных работ в реферативно-библиографических базах данных Российского индекса научного цитирования [https://elibrary.ru/] и PubMed [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/] за последние 10 лет.
Результаты и их анализ. Анализ современной литературы показывает, что и по прошествии двух веков изучения внимания в этой области знаний остаются белые пятна. Существует ряд гипотетических теорий, определяющих механизмы внимания, но отсутствует единое мнение в отношении роли центральной нервной системы в его регуляции. Проанализированы современные взгляды на нарушения внимания и рассмотрены методы их коррекции.
Заключение. В связи с ростом частоты нарушений внимания в настоящее время существует необходимость более интенсивного изучения проблемы коррекции внимания.
Об авторах
Е. А. ХолодРоссия
Холод Елена Анатольевна – ст. преп. каф. экстрем. медицины, травматологии, ортопедии и воен.-полевой хирургии
194100, Литовская, д. 2
Е. Г. Сухотерина
Россия
Сухотерина Елена Геннадьевна – канд. мед. наук, доц., доц. каф. экстремальной медицины, травматологии, ортопедии и воен.-полевой хирургии
194100, Литовская, д. 2
Е. К. Гуманенко
Россия
Гуманенко Евгений Константинович – д-р мед. наук, проф., зав. каф. экстрем. медицины, травматологии, ортопедии и воен.-полевой хирургии
194100, Литовская, д. 2
А. О. Пятибрат
Россия
Пятибрат Александр Олегович – д-р мед. наук, доц., проф. каф. экстрем. медицины, травматологии, ортопедии и воен.-полевой хирургии; ст. науч. сотр.
194100, Литовская, д. 2
Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 4/2
Список литературы
1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Память и внимание-интеграторы психики : учеб. пособие. СПб.: Логос, 2004. 120 с.
2. Ахметова З.А. Деятельностный подход в психологии как методологическая основа для исследования внимания // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 9. С. 435–446. DOI: 10.33619/2414-2948/46/52.
3. Бекетова Е.Н., Мамедова Л.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности как детерминант возникновения прокрастинации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 5–1. С. 17–24. DOI: 10.34670/AR.2022.84.76.002.
4. Бойцова Ю.А., Данько С.Г., Соловьева М.Л. [и др.]. ЭЭГ-корреляты подготовительного и исполнительного внимания при выполнении заданий с различной направленностью внимания // Физиология человека. 2020. Т. 46, № 6. С. 16–26. DOI: 10.31857/S0131164620050033.
5. Букина Т.В., Храмова М.В. Применение технологий визуализации информации для развития внимания на уроках информатики // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 38–43.
6. Гареева А.Э., Шарафиев Р.Р., Ахметова Э.А. Сочетанное влияние генетических факторов и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на развитие зависимости от синтетических каннабиноидов // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2020. Т. 120, № 2. С. 15–21. DOI: 10.17116/jnevro202012002115.
7. Данько С.Г., Бойцова Ю.А., Качалова Л.М. Динамика мощности ЭЭГ при неструктурированном видеовоздействии в условиях покоя и направленного внимания // Физиология человека. 2011. Т. 37, № 1. С. 136–139.
8. Дорошенко О.М. К вопросу о синдроме дефицита внимания и гиперактивности детей: особенности поведения // Психология обучения. 2022. № 1. С. 32–36.
9. Ермолаев В.В., Четверикова А.И., Воронцова Ю., Насонова Д.К. Способ определения концентрации внимания и/или переключения внимания испытуемого // Пат. на изобретение 2772663 Рос. Федерация, МПК A61B 5/16. Заявл. 2021110566, 15.04.2021; опубл. 23.05.2022, № 15.
10. Есейкина Л.И., Плужников И.В. Нарушения внимания у больных с тревожными расстройствами: нейропсихологический подход // Психиатрия. 2016. № 3 (71). С. 55–55a.
11. Ковалев Г.И., Сухорукова Н.А., Кондрахин Е.А. [и др.]. Влияние пирацетама на рецепторные системы мозга мышей CD-1 с разным фенотипом устойчивости внимания // Химико-фармацевтический журнал. 2021. Т. 55, № 8. С. 10–14. DOI: 10.30906/0023-1134-2021-55-8-10-14.
12. Кожокина А.В. Особенности вербализации познавательного потенциала процесса внимания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 84–86.
13. Крупская Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Психиатрия. 2007. № 2. С. 127.
14. Латышева Н.В., Филатова Е.Г., Осипова Д.В. Нарушения памяти и внимания у пациентов с мигренью: недооцененные симптомы // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2019. Т. 119, № 2. С. 39–43. DOI: 10.17116/jnevro201911902139.
15. Лобанов А.А., Попова О.В. Внимание человека: психофизиологические аспекты в норме и при нарушении // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 9.
16. Мардасова Т.А., Юсупов П.Р. Когнитивные нарушения непосредственной памяти и внимания женщин в послеродовом периоде // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. № 4. С. 56–65.
17. Мартьянова Ю.А. Приемы активизации внимания на лекционных занятиях по экономике // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2–2 (20). С. 227–228.
18. Милкова М.А. Феномен внимания в информационной среде: экономика внимания // Цифровая экономика. 2020. № 3 (11). С. 73–87. DOI: 10.34706/DE-2020-03-08.
19. Овсянникова М.А. Влияние физической нагрузки различной направленности на устойчивость внимания студенток вуза транспортной отрасли // Вестник Юридического института МИИТ. 2021. № 4 (36). С. 88–92.
20. Пимбурский И.П., Пушкина К.В. Физиология внимания. Исследование внимания у студентов медицинского факультета // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары, 2017. С. 146–150.
21. Пырьев Е.А., Кургинова А.Н. Теоретический аспект в изучении нейрофизиологических механизмов эмоциональности у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23). С. 5–14.
22. Рожкова Е.Н. Взаимосвязь параметров внимания и памяти у студентов ГГМУ // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1–3 (69). С. 24–26.
23. Сафонов В.К., Сопов В.Ф., Мирошников С.А. Ошибки внимания или особенности концентрации внимания // Спортивный психолог. 2015. № 3 (38). С. 21–26.
24. Харина Д.В., Латюшин Я.В., Харина И.Ф. Особенности концентрации внимания студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). Спецвыпуск. С. 446–454.
25. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А. [и др.]. Нарушения когнитивного контроля при синдроме дефицита внимания у взрослых // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2018. Т. 118. № 12. С. 31–35.
26. Albert J., Sanchez-Carmona A.J., López-Martín S. [et al.]. Neuropsychological deficit, symptom intensity and functional impairment in attention deficit hyperactivity disorder] // Medicina (B Aires). 2022. Vol. 82, Suppl. 1. P. 23–27.
27. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition. Washington, DC: American Psychiatric Association; 1994. 943 p.
28. Ashinoff B.K., Abu-Akel A. Hyperfocus: The Forgotten Frontier of Attention // Psychol. Res. 2021. Vol. 85, N 1. P. 1–19. DOI: 10.1007/s00426-019-01245-8.
29. Ceh S.M., Annerer-Walcher S., Körner C. [et al.]. Neurophysiological Indicators of Internal Attention: An Electroencephalography-eye-tracking Coregistration Study // Brain. Behav. 2020. Vol. 10, N 10. P. e01790. DOI: 10.1002/brb3.1790.
30. Chen J., Jacob P.M., Reeve R. Manipulation of Attention Affects Subitizing Performance: A Systematic Review and Meta-analysis // Neurosci. Biobehav. Rev. 2022. Vol. 139. P. 104753. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2022.104753.
31. Chen X., Liu F., Lin S. [et al.]. Effects of Virtual Reality Rehabilitation Training on Cognitive Function and Activities of Daily Living of Patients With Poststroke Cognitive Impairment: A Systematic Review and Meta-Analysis // Arch. Phys. Med. Rehabil. 2022. Vol. 103, N 7. P. 1422–1435. DOI: 10.1016/j.apmr.2022.03.012.
32. Hanc T., Cortese S. Attention Deficit / Hyperactivity-disorder and Obesity: A Review and Model of Current Hypotheses Explaining their Comorbidity // Neurosci. Biobehav. Rev. 2018. Vol. 92. P. 16–28. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2018.05.017.
33. Hopfinger J.B., Slotnick S.D. Attentional Control and Executive Function // Cogn Neurosci. 2020. Vol. 11, N 1-2. P. 1–4. DOI: 10.1080/17588928.2019.1682985.
34. Hunt C.A., Hoffman M.A., Mohr J.J. [et al.]. Assessing Perceived Barriers to Meditation: the Determinants of Meditation Practice Inventory-Revised (DMPI-R) // Mindfulness (NY). 2020. Vol. 11, N 5. P. 1139–1149. DOI: 10.1007/s12671-020-01308-7.
35. Mohamed S.M.H., Butzbach M., Fuermaier A.B.M. [et al.]. Basic and Complex Cognitive Functions in Adult ADHD // PLoS One. 2021. Vol. 16, N 9. P. e0256228. DOI: 10.1371/journal.pone.0256228.
36. Morlet D., Mattout J., Fischer C. [et al.]. Infraclinical Detection of Voluntary Attention in Coma and Post-coma Patients Using Electrophysiology // Clin. Neurophysiol. 2023 Vol. 145. P. 151–161. DOI: 10.1016/j.clinph.2022.09.019.
37. Posner M.I., Rothbart M.R. Constracting Neuronal Theories of Mind // Large-scale Neuronal Theories of Brain. Computational Neuroscience. Eds: Ch. Koch, J.L. Davis. Cambridge : MIT Press, 1994. P. 183–199.
38. Yener G., Öz D. Innovations in Neurophysiology and Their Use in Neuropsychiatry // Noro. Psikiyatr. Ars. 2022. Vol. 59, Suppl. 1. P. S67–S74. DOI: 10.29399/npa.28234.
Рецензия
Для цитирования:
Холод Е.А., Сухотерина Е.Г., Гуманенко Е.К., Пятибрат А.О. Психофизиологические механизмы внимания и методы коррекции их нарушений. Вестник психотерапии. 2023;1(86):103-113. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-103-113
For citation:
Kholod E.A., Sukhoterina E.G., Gumanenko E.K., Pyatibrat A.O. Psychophysiological mechanisms of attention and methods of correction of their disorders. Bulletin of psychotherapy. 2023;1(86):103-113. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-103-113