Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Психологическая образовательная программа для родителей детей с расстройствами аутистического спектра

https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-90-103-110

Аннотация

   Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно- ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

   Цель – выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

   Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5–2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.

   Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования – изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.

Об авторе

О. И. Богачева
Научный центр психического здоровья
Россия

Оксана Ивановна Богачева, мл. науч. сотр.

отдел детской психиатрии

115522; Каширское шоссе, д. 34; Москва



Список литературы

1. Баенская Е.Р. О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 48 (5). С. 26–40.

2. Баенская Е.Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройством аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития : коллективная монография / отв. ред. М.В. Иванов. М.: Московский институт психоанализа, 2023. С. 135–143.

3. Бебчук М.А. Командная работа с семьей – необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.

4. Белопольская Н.Л. Предмет и задачи детской патопсихологии // Детская патопсихология : Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 2010. С. 6–9.

5. Боброва А.В., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Сотова Е.Н. Реализация программ поддержки родителей дошкольников с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20, № 1. С. 37–46. DOI: 10.17759/autdd.2022200105

6. Богачева О.И., Иванов М.В., Балакирева Е.Е. [и др.]. Структура родительского отношения к болезни ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2023. № 87. С. 49–59. DOI: 10.25016/2782-652X-2023-0-87-49-59

7. Богачева О.И., Иванов М.В., Марголина И.А. [и др.]. Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник психотерапии. 2022. № 83. С. 19–28. DOI: 10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28

8. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17, № 4. С. 3–11. DOI: 10.17759/autdd.2019170401

9. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психическое здоровье. 2021. № 11. С. 72–79. DOI: 10.25557/2074-014X.2021.11.72-79

10. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. 2006. № 2. С. 61–64.

11. Докукина Т.В., Сергеева Н.А., Григорьева И.В. [и др.]. Метод психообразования родителей детей, страдающих заболеваниями аутистического спектра. Минск, 2012. С. 16.

12. Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Практические задачи детской патопсихологии // Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. С. 20–22.

13. Иванов М.В., Марголина И.А., Калинина М.А. [и др.]. Аутистический спектр: от раннего детского аутизма до парааутизма // Психическое здоровье. 2023. Т. 18, № 7. С. 49–52. DOI: 10.25557/2074-014X.2023.07.49-52

14. Иовчук Н.М. Просветительская, лечебно-коррекционная и социореабилитационная работа с семьей психически больного ребенка (некоторые размышления о первоначальном опыте) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. № 2 (2). С. 41–46.

15. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 68–76. DOI: 10.17759/autdd.2016140409

16. Костин И.А. Консультирование родителей детей с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика / под общ. ред. В.Н. Касаткина. М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2008. С. 333–344.

17. Львова Д.П., Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е. [и др.]. Развитие форм взаимодействия медицинских специалистов с пациентами // Российский психиатрический журнал. 2018. № 5. С. 10–18. DOI: 10.24411/1560-957X-2018-1%25x

18. Официальный сайт некоммерческой организации Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца»). URL: https://nakedheart.ru/rannyaya-ptashka-spetsyalysty (дата обращения 19. 01. 2024).

19. Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Романовский Н.В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. С. 53–65.

20. Свиридов И.Г. Проблема психообразования при оказании психиатрической помощи // Психическое здоровье. 2012. № 4. С. 59–67.

21. Свиридов И.Г. Проблемы семьи, осуществляющей уход за родственником с психическим расстройством // Психическое здоровье. 2022. № 2. С. 37–43.

22. Симашкова Н.В. Мультидисциплинарные аспекты оказания помощи больным с расстройствами аутистического спектра в детском и подростковом возрасте // Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы : сб. мат. науч.-практ. конф. Москва, 30 октября 2017 года / под ред. Г.П. Костюка. М.: КДУ, 2018. С. 617–626.


Рецензия

Для цитирования:


Богачева О.И. Психологическая образовательная программа для родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник психотерапии. 2024;(90):103-110. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-90-103-110

For citation:


Bogacheva O.I. Psychoeducational program for parents of children with autism spectrum disorders. Bulletin of psychotherapy. 2024;(90):103-110. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2024-0-90-103-110

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)