Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Нарушения распознавания когнитивных ошибок другого человека больными шизофренией при восприятии коммуникативных ситуаций

https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-93-100-112

Аннотация

Актуальность. Нарушения социального познания у больных шизофренией затрудняют их взаимодействие с окружающими людьми, что негативно сказывается на их повседневном функционировании и динамике расстройства. Изучение данных нарушений является важным этапом разработки эффективных методов диагностики, реабилитации и психокоррекции, направленных на улучшение качества жизни пациентов.

Цель. Изучение нарушений когнитивной обработки информации у пациентов с шизофренией при выполнении задач на распознавание когнитивных ошибок персонажей коммуникативных ситуаций.

Методология. В исследовании приняло участие 40 пациентов с верифицированным диагнозом «параноидная шизофрения» (F20.0 по МКБ-10; экспериментальная группа) и 60 здоровых лиц, не имеющих психиатрического диагноза (контрольная группа). Анализировались параметры глазодвигательной активности респондентов во время восприятия видеосюжетов коммуникативных ситуаций, а также особенности вербальных интерпретаций сюжетов при пересказе их собеседнику (экспериментатору). Обработка данных проводилась с помощью дисперсионного анализа ANOVA и t-критерия Стьюдента.

Результаты. Больные шизофренией обнаруживают трудности в распознавании когнитивных ошибок персонажей видеосюжетов, демонстрирующих социальные ситуации; эти трудности связаны с нарушениями выявления объектов и событий, значимых для реализуемой наблюдаемым персонажем задачи; нарушениями мониторинга восприятия персонажем данных объектов и событий; дефицитом сопоставления результатов собственной когнитивной активности с когнитивной активностью наблюдаемого персонажа. Также пациенты с шизофренией используют неопределенные языковые выражения при описании персонажей видеосюжетов и испытывают затруднения в выделении признаков, необходимых для их однозначной идентификации собеседником.

Заключение. Полученные результаты подчеркивают необходимость внедрения программ психокоррекции на ранних стадиях расстройства. Интервенции могут быть направлены на обучение пациентов эффективному языковому кодированию объектов и развитие навыков детального анализа коммуникативной ситуации посредством открытых вопросов.

Об авторах

А. Ю. Белоусова
Санкт- Петербургский государственный университет
Россия

Белоусова Анна Юрьевна – аспирант, каф. мед. психологии и психофизиологии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9



Н. Е. Зотова
Санкт- Петербургский государственный университет
Россия

Зотова Наталия Евгеньевна – канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9



И. С. Короткова
Санкт- Петербургский государственный университет
Россия

Короткова Инга Сергеевна – канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9



Список литературы

1. Клиническая психометрика: учебное пособие / под ред. В.А. Солдаткина; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. 2-е изд, доп. Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2018. 339 с.

2. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И.Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.

3. Мирзаев А.А., Аграновский М.Л., Муминов Р.К. Роль психосоциальных факторов в формировании побочных эффектов антипсихотической терапии у больных параноидной шизофренией // Экономика и социум. 2020. № 8. С. 267–270.

4. Румянцева Е.Е. Модель психического (theory of mind) и нейрокогнитивное функционирование при шизофрении // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, № 3. С. 77–85. DOI: 10.17759/cpse.2015040306

5. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Основные теоретические подходы к исследованию нарушений социального познания при шизофрении: современный статус и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 30–43.

6. Сергиенко Е.А., Уланова А.Ю., Лебедева Е.И. Модель психического. Структура и динамика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 503 с.

7. Солохина Т.А., Ястребова В.В., Митихин В.Г., Тюменкова Г.В. Психосоциальная реабилитация и психосоциальное лечение при шизофрении: цели, этапы, оценка эффективности. // Психиатрия. 2019. № 17 (3). С. 62–74.

8. Трегубенко И.А., Исаева Е.Р., Мухитова Ю.В., Шошина И.И. Психофизиологический подход к диагностике когнитивных процессов при шизофрении // Вестник психотерапии. 2021. № 77. С. 84–98.

9. Хоменко Н.В. Распознавание эмоций и память на лица у пациентов с шизофренией // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2012. № 4. С. 46–55.

10. Goswami U. Cognitive Development and Cognitive Neuroscience: The Learning Brain. L.: Routledge, 2019. 660 p.

11. Green M.F., Horan W.P., Lee J. Social Cognition in Schizophrenia // Nature Reviews. Neuroscience. 2015. Vol. 16, No. 10. Рp. 620–631. DOI: 10.1038/nrn4005

12. Penn D.L., Sanna L.J., Roberts D.L. Social Cognition in Schizophrenia: An Overview // Schizophrenia Bulletin. 2008. Vol. 34, No. 3. Рp. 408–411. DOI: 10.1093/schbul/sbn014

13. Premack D., Woodruff G. Does the Chimpanzee Have a Theory of Mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 1, No. 4. Pp. 515–526. DOI: 10.1017/S0140525X00076512

14. Stephan K.E., Friston K.J., Frith C.D. Dysconnection in Schizophrenia: From Abnormal Synaptic Plasticity to Failures of Self-Monitoring // Schizophrenia Bulletin. 2009. Vol. 35, No. 3. Pp. 509–527. DOI: 10.1093/schbul/sbn176


Рецензия

Для цитирования:


Белоусова А.Ю., Зотова Н.Е., Короткова И.С. Нарушения распознавания когнитивных ошибок другого человека больными шизофренией при восприятии коммуникативных ситуаций. Вестник психотерапии. 2025;(93):100-112. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-93-100-112

For citation:


Belousova A.Yu., Zotova N.E., Korotkova I.S. Features of Recognizing Other Person’s Cognitive Errors among Patients with Schizophrenia During the Perception of Communicative Situations. Bulletin of psychotherapy. 2025;(93):100-112. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-93-100-112

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)