Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Применение проблемно-задачного подхода в психотерапии

Аннотация

Проблемно-задачный подход рассматривается как методологический принцип научного исследования и практической работы с двумя компонентами – задачным и проблемным. Согласно этому принципу, психотерапевтические феномены необходимо рассматривать с точки зрения тех проблем/задач, решением которых они являются. В статье выделяются сферы применения проблемно-задачного подхода в психотерапии, а также представляются исследования, основанные на этом подходе. 

Об авторе

С. С. Худоян
Армянский государственный университет им. Х. Абовяна
Армения

Худоян Самвел Суренович – д-р психол. наук проф., зав. каф. прикладной психологии

г. Ереван, пр. Тиграна Меца, д. 17



Список литературы

1. Аведисова А.С., Бородин В.И. К проблеме нежелательных явлений при психотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2004. – Т. 01, № 3. – С. 16–19.

2. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемноориентированная психотерапия. Интегративный подход. – М. : Класс. – 1998. – 272 с.

3. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. – 1965. – Т. 1, № 1. – С. 105– 112.

4. Жуковская З. Д., Каминская И. А. Реализация идей развивающего обучения через применение проблемно-задачной технологии обучения математике учащихся общеобразовательной школы// Вестник Воронежского гос. технического ун-та. – 2010. – №8. – С. 55–58.

5. Карапетян А.А. Психологические проблемы, возникающие между психологом и пациентом. Магистерская диссертация, АГПУ им. Х. Абовяна, факультет психологии образования и социологии. – Ереван, 2020. – 70 c.

6. Лопес Е.Г., Рудей О.А. Основы психотерапии : практ.-ориентир. пособие. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 103 с.

7. Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики [Электронный ресурс] / Материалы междунар. конф. 21–23 апреля 2019 г. – Ереван: Лимуш, 2019. – 483 c. URL: https://problemconference2019.aspu.am/cragir/conferencebook.pdf (дата обращения 03.04.20).

8. Руководство по диагностике психологических проблем личности (Система психологических проблем личности: предварительная версия) / авторысост. С.С. Худоян, С.Г. Сукиасян, Н.С. Арутюнян; ред. С.О. Аракелян. – Ереван : Лимуш, 2019. – 184 c.

9. Худоян С.С. Проблемный подход и его роль в научной и практической психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10, № 4. – С. 107–110.

10. Худоян С.С. Модели классификации психологических проблем // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2018. – Т. 11, № 4. – С. 98–105.

11. Arnold-Baker C., Van Deurzen E. Existential Psychotherapy: Philosophy and Practice / The Quick Theory Reference Guide: A Resource for Expert and Novice Mental Health Professionals / Ed. Jordon K. – N.Y.: Nova Science Publisher. – 2008. – Р. 47–62.

12. Eells T. D. (Ed.). Handbook of psychotherapy case formulation. – Guilford Press. – 2007. – 448 р.

13. Havighurst R.S. Developmental tasks and education. – N.Y.: David Mckey comp. – 1972. – 338 р.

14. Kazantzis N., Dattilio F.M. Definitions of homework, types of homework, and ratings of the importance of homework among psychologists with cognitive behavior therapy and psychoanalytic theoretical orientations // Journal of Clinical Psychology. – 2010. – Vol. 66, N 7. – P. 758–773.

15. Kepner J.I. The Jossey-Bass social and behavioral science series. Healing tasks: Psychotherapy with adult survivors of childhood abuse. Jossey-Bass. – 1995. – 334 р.

16. Lilienfeld S.O. Psychological Treatments That Cause Harm // Perspect. Psychol. Sci. – 2007. – Vol. 2, N 1. – Pp. 53–70. doi:10.1111/j.1745-6916.2007.00029.x.

17. Makover R.B. Treatment planning for psychotherapists: a practical guide to better outcomes (3rd Ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Association Publishing. 2016. – 208 p.

18. Meichenbaum D. Core tasks of psychotherapy: What «expert» therapists do [Электронный ресурс] / Continuing education workshop presented at Philadelphia. PA. – 2001. URL: https://www.melissainstitute.org/documents/MeichenbaumCore_Tasks.pdf (дата обращения 10.08.2020).

19. Pascual-Leone A., Greenberg L.S., Pascual-Leone J. Developments in task analysis: New methods to study change // Psychotherapy Research. – 2009. – Vol. 19, N 4–5. – P. 527–542.

20. Petrik A.M., Kazantzis N. Homework in Psychotherapy // Encyclopedia of Clinical Psychology. – 2015. – Р. 1–6. URL: https://doi.org/10.1002/9781118625392.wbecp081.

21. Smith D., Fitzpatrick M. Patient-therapist boundary issues: An integrative review of theory and research [Электронный ресурс] // Professional Psychology: Research and Practice. – 1995. – Vol. 26, N 5. – Pp. 499–506. URL: https://doi.org/10.1037/0735-7028.26.5.499 (дата обращения 10.08.2020).

22. Turk D.C., Flor H. The cognitive-behavioral approach to pain management / In: McMahon S.B., Koltzenburg M., [et al.] Wall and Melzack’s textbook of pain. – London, England: Elsevier Churchill Livingstone. – 2006. – P. 339–348. Doi:10.1016/B0-443-07287-6/50027-8.


Рецензия

Для цитирования:


Худоян С.С. Применение проблемно-задачного подхода в психотерапии. Вестник психотерапии. 2020;1(75):30-44.

For citation:


Khudoyan S.S. Application of the problem-task approach to psychotherapy. Bulletin of psychotherapy. 2020;1(75):30-44. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)