Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-92-102
Аннотация
Актуальность. Изменение психофизиологического состояния студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при дистанционном формате обучения в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 привлекло к себе особое внимание многих исследователей [2, 5, 6]. В настоящее время наблюдается рост психовегетативных расстройств и формирование соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (СДВНС) в связи с факторами пандемии новой коронавирусной инфекции, что влияет на психофизиологический статус, успешность обучения.
Цель: оценка психофизиологического статуса и особенностей вегетативной регуляции у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в вузе в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Методология. Всего обследовано 250 обучающихся Университета при МПА: 127 – мужского и 123 – женского пола – при обучении в вузе в период с 2018 по 2022 г. (обследование с 12.10.2020 по 29.09.2021 пришлось на период пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем было организовано дистанционное обучение с применением электронной образовательной среды). У 19 студентов выявлены симптомы соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (группа больных). При исследовании были применены клинико-инструментальные, психофизиологические, математико-статистические методы. Студенты обследованы в период и после обучения в дистанционном режиме.
Результаты и их анализ. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи показателей успеваемости с показателем ситуативной тревожности, активности теста «Самочувствие, активность, настроение» и теста на выявление синдрома вегетативной дисфункции [3]. Установлено, что дистанционное обучение влияет на регуляцию органов и систем (кровообращения, ЦНС) и воздействует на психофизиологический статус студента; кроме того, появление у некоторых студентов вегетативного дисбаланса оказывает влияние на их успеваемость и формируют синдром соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы.
Заключение. Функциональное состояние у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии характеризуется изменением психофизиологического статуса, вегетативной регуляции, которая требует психофизиологической коррекции, направленной на поддержку саногенеза и нормализацию симптомов соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы, влияющих на успешность обучения.
Об авторах
В. Ю. РыбниковРоссия
Рыбников Виктор Юрьевич – заслуж. деятель науки РФ, д-р мед. наук, д-р психол. наук, проф., зам. директора по науч., учеб. работе, медицине катастроф
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 4/2
М. О. Леонтьева
Россия
Леонтьева Мария Олеговна – препод. каф. нейрофизиологии
194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова 14/1
М. А. Круглова
Россия
Круглова Марина Анатольевна – канд. психол. наук, доц., доц. каф. эргогомики и инженерной психологии
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Н. В. Сорокин
Россия
Сорокин Николай Васильевич – канд. мед. наук, препод. каф. госпитальной терапии
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6
В. В. Гайворонская
Россия
Гайворонская Виктория Витальевна – канд. мед. наук, доц. каф. нормальной физиологии
194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Список литературы
1. Андреева Г.Ф., Оганов Р.Г. Изучение качества жизни у больных гипертонической болезнью // Терапевтический архив. 2002. Т. 74, № 1. С. 8–16.
2. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика. М.: Мед. информ. агентство, 2003. 749 с.
3. Захаров В.В. Постковидный синдром глазами невролога // Поведенческая неврология. 2021. № 2. С. 14–22.
4. Леонтьева М.О., Гневышев Е.Н., Яковлев Е.В. Психофизиологическая характеристика студентов с нарушением вегетативной регуляции в период обучения в вузе // Вестник психотерапии. 2021. № 80 (86). С. 97–105.
5. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. С. 46–54.
6. Шарова Е.И. Исследование здоровья студентов вуза в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. С. 401–404.
Рецензия
Для цитирования:
Рыбников В.Ю., Леонтьева М.О., Круглова М.А., Сорокин Н.В., Гайворонская В.В. Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии. Вестник психотерапии. 2023;1(86):92-102. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-92-102
For citation:
Rybnikov V.Y., Leonteva M.O., Kruglova M.A., Sorokin N.V., Gayvoronskaya V.V. Psychophysiological and autonomic regulation in students with somatoform dysfunction of the autonomic nervous system when studying during a pandemic. Bulletin of psychotherapy. 2023;1(86):92-102. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-86-92-102