Взаимосвязь между проявлениями дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-82-41-49
Аннотация
Введение. Последствия пренатального воздействия алкоголя на плод являются значимыми проблемами общественного здравоохранения, поскольку могут являться причиной врожденных аномалий развития, когнитивных, поведенческих и адаптационных нарушений. Раннее выявление и профилактика дезадаптивного поведения являются необходимыми практическими задачами специалистов образовательных организаций, поскольку позволят предотвратить или скомпенсировать проявления психического и поведенческого неблагополучия у детей, подвергшихся перинатальному воздействию этанола.
Цель – изучение взаимосвязи между различными проявлениями дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергшихся перинатальному воздействию этанола.
Методология. Было обследовано 77 детей младшего школьного возраста (57 мальчиков и 20 девочек) с задержкой физического развития, различными дисморфологическими нарушениями, структурными и функциональными нарушениями центральной нервной системы, возникшими в связи с пренатальным воздействием этанола. Средний возраст обследованных составил (8,6 ± 1,0) года. Дети являлись воспитанниками или учащимися муниципальных казенных образовательных учреждений (школ-интернатов) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, средних общеобразовательных и коррекционных школ одного из административных центров России. Изучение проявлений дезадаптивного поведения проводилось с использованием шкалы Вайнланд (Vineland Adaptive Behavior Scale, VABS), в ходе заполнения которой родители или официальные опекуны выступали в роли экспертов и оценивали уровень адаптивности поведения своих детей или воспитанников. Результаты были проверены на нормальность распределения признаков. В статье представлены средние арифметические показатели и их среднеквадратические отклонения (M ± SD), при распределении отличающегося от нормального – медиана (Me), верхний и нижний квартили [Q1; Q3].
Результаты и их анализ. По результатам проведенного исследования было выявлено, что среднее значение по шкале VABS по выборке составило (14,2 ± 7,9) балла, что превышает средние показатели для младших школьников с нормотипичным развитием. Наиболее часто отмечались следующие проявления дезадаптивного поведения: низкая концентрация внимания, гиперактивность, привычка грызть ногти, страхи и тревожность, негативизим и непослушание, подверженность вспышкам гнева, чрезмерная зависимость. Корреляционный анализ результатов шкалы VABS у детей, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, показал: созависимое поведение, особенно депривация общения со значимыми людьми в младшем школьном возрасте, тесно связано со снижением познавательных и когнитивных процессов, а также со сниженным фоном настроения; единую природу расстройств, имеющих психологический и социальный вклад в развитие фетального алкогольного спектра нарушений; предикторы девиантного поведения детей, вероятностные показатели нарушенного социального функционирования и высокие риски аутодеструктивного поведения, признаки нормотипического социального поведения при наличии глубоких личностных проблем и неприятии собственного тела, являются мишенями психотерапии и психологической коррекции.
Заключение. Обнаруженные проявления дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, в большинстве случаев нуждаются в коррекционном социально-психологическом сопровождении.
Об авторах
А. М. ЛановаяРоссия
Лановая Алеся Михайловна – науч. сотр. отд-ния организации профилактической помощи в наркологии
119002, Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3
Е. В. Фадеева
Россия
Фадеева Евгения Владимировна – канд. психол. наук, зав. отд-нием организации профилактической помощи в наркологии; доц. каф. юрид. психологии
119002, Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3
127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29
Список литературы
1. Бедина И.А., Белокрылов И.В., Брюн Е.А. [и др.]. Наркология : нац. руководство : краткое изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 704 с. (Нац. руководства).
2. Бобров А.Е., Решетников М.М., Уласень Т.В. Зависимость девиантных форм поведения у воспитанников социозащитных учреждений от характера перенесенного ими травматического опыта // Вестн. психотерапии. 2018. № 68 (73). С. 68–82.
3. Калмыкова Н.Ю. Аутизм и расстройства аутистического спектра: направления диагностики (сообщение 1) // Дефектология. 2019. № 1. С. 35–43.
4. Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнланд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. Т. 19, № 45. С. 418–423.
5. Сайфутдинова Л.Р., Сударикова М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайнланд // Школа здоровья. 2004. № 1. С. 48–56.
6. Уласень Т.В., Бобров А.Е. Актуальные вопросы оказания психолого-психиатрической помощи воспитанникам учреждений социальной защиты // Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению : XVII съезд психиатров России. СПб., 2021. С. 544–545.
7. Фадеева Е.В., Ненастьева А.Ю., Корчагина Г.А. Оценка физического развития детей как предварительный этап диагностики нарушений, связанных с внутриутробным воздействием этанола на плод // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 2020. № 4. С. 73–81. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-4-73-81.
8. Фадеева Е.В., Ненастьева А.Ю., Корчагина Г.А. Результаты критериальной и описательной оценки дисморфологических нарушений, возникших в связи с пренатальным воздействием этанола, у детей младшего школьного возраста // Обозр. психиатрии и мед. психологии имени В.М. Бехтерева. 2021. Т. 55, № 2. С. 62–72. DOI: 10.31363/2313-7053-2021-55-2-62-72.
9. Шилко В.И., Малахова Ж.Л., Бубнов А.А., Сергеева Л.М. Фетальный алкогольный спектр нарушений среди воспитанников домов ребенка // Вестн. Волгоградского гос. мед. ун-та. 2010. № 4 (36). С. 108–111.
10. Colom J., Segura-García L., Bastons-Compta A. [et al.]. Prevalence of Fetal Alcohol Spectrum Disorders (FASD) among Children Adopted from Eastern European Countries: Russia and Ukraine // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, N 4. Art. 1388. DOI: 10.3390/ijerph18041388.
11. Kreutzer J.S., DeLuca J., Caplan B. Encyclopedia of clinical neuropsychology. New York : Springer, 2011. Р. 2618–2621. 2813. DOI: 10.1007/978-0-387-79948-3.
12. Maya-Enero S., Ramis-Fernández S.M., Astals-Vizcaino M., Garcia-Algar O. Neurocognitive and behavioral profile of fetal alcohol spectrum disorder // Anales de Pediatría (English Edition). 2021. Vol. 95, N 3. P. 208.e1–208.e9. DOI: 10.1016/j.anpede.2020.12.012.
13. Popova S., Lange S., Probst C. [et al.]. Estimation of national, regional, and global prevalence of alcohol use during pregnancy and fetal alcohol syndrome: a systematic review and meta-analysis // Lancet Glob Health. 2017. Vol. 5, N 3. P. e290–e299. DOI: 10.1016/S2214-109X(17)30021-9.
Рецензия
Для цитирования:
Лановая А.М., Фадеева Е.В. Взаимосвязь между проявлениями дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола. Вестник психотерапии. 2022;1(82):41-49. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-82-41-49
For citation:
Lanovaya A.M., Fadeeva E.V. Interrelations between maladaptive behaviors in primary school children with prenatal ethanol exposure. Bulletin of psychotherapy. 2022;1(82):41-49. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-82-41-49