Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск
№ 82 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПСИХОТЕРАПИЯ

5-15 83
Аннотация

Актуальность определяется необходимостью решения одной из самых сложных методологических задач в доказательной психотерапии – оценки клинических, медико- и клиникопсихологических изменений пациента в процессе психотерапии для повышения ее эффективности с одновременным снижением продолжительности.

Цель – сравнительный анализ клинико-психологических характеристик больных с невротическими расстройствами, активно выбирающих психотерапевтическое лечение и принимающих участие в психотерапии пассивно.

Методология. Использованы клинический и клинико-психологический метод. Представлена динамика клинико-психологических характеристик 82 пациентов с невротическими расстройствами в возрасте от 18 до 55 лет. Активно выбравших психотерапию было 45 человек (54,9 %), пассивно – 37 (45,1 %). Указанные группы были однородны по полу, возрасту и другим социально-демографическим характеристикам. В данной статье приводятся материалы первой части исследования, демонстрирующие эффективность лечения пациентов, активно выбравших психотерапию.

Результаты исследования. Показано, что психотерапевтическое лечение оказалось эффективным в обеих группах, что подтверждается, в частности, снижением выраженности невротической симптоматики, однако для пациентов из группы активного выбора психотерапии эффективность лечения была выше. У них не только снижалась выраженность невротической симптоматики, но и изменилось поведение: они стали более коммуникабельными, формулировали собственные цели, демонстрировали адекватные стратегии поведения в соответствии с меняющейся актуальной ситуацией.

Заключение. Полученные данные указывают на специфичность динамики клинических и клинико-психологических характеристик и дают основание предполагать, что влияние активного выбора психотерапии на эффективность психотерапии является позитивным.

16-24 68
Аннотация

Цель – оценить возможности объективации эффективности переоценки событий (когниций), вызывающих тревогу, с помощью контроля показателей артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Методология. Обследовали 107 пациентов, с установленным диагнозом «Тревожное расстройство» (F41 по МКБ-10). Мужчин было 38 (35,5 %), женщин – 69 (64,5 %). Перед началом исследования пациентам измеряли АД и ЧСС. В группы сравнения попадали только те пациенты, у которых представление активирующих событий, вызывающих наиболее выраженный симптом (чаще это была тревога), обусловливало отклонения физиологических показателей более 5 % от исходных величин. В итоге было отобрано 104 человека из 107. Далее проводилось психотерапевтическое вмешательство, направленное на изменение оценки (когниции) активирующих событий, и проверялось, насколько новая оценка способна предотвратить отклонение показателей АД и ЧСС при представлении активирующих событий. Было установлено, что у 87 человек новые оценки предотвращали отклонения АД и ЧСС (1-я группа), у 17 человек – не предотвращали (2-я группа, контрольная). После чего пациентам предлагалось самостоятельно в повседневной жизни применять данные навыки и осуществлять тренинг переоценки активирующих событий на протяжении 5 дней. До и после выполнения самостоятельной работы регистрировалось психическое состояние с применением визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) для оценки выраженности наиболее беспокоящего симптома, шкалы глобального клинического впечатления (CGI) и шкалы уровня невротизации (УН).

Результаты и их анализ. При сравнении показателей психического состояния пациентов 1-й группы до и после психотерапевтического вмешательства было выявлено статистически достоверное снижение субъективной выраженности основного симптома по ВАШ, тяжести заболевания по CGI-S и уровня невротизации по методике УН, в то время как во 2-й группе показатели психического состояния по тестам улучшились, но по сравнению с фоновыми данными статистически достоверных различий выявлено не было. В 1-й группе пациентов по шкале CGI–I методики CGI-S улучшение составило (2,2 ± 0,8) балла, что может быть интерпретировано как довольно сильное улучшение.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о возможности применения физиологических показателей для оценки психотерапевтического воздействия и могут использоваться в качестве предикторов ее эффективности. Представляется перспективным развитие автоматизированных способов, например гаджет-контроля по физиологическим показателям, для оценки эффективности психотерапии.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

25-40 114
Аннотация

Актуальность. Психологические аспекты ишемической болезни сердца (ИБС) активно изучаются в психологии. Тем не менее можно отметить неоднозначность имеющихся сведений. С практической точки зрения важны исследования, позволяющие не только выявить мишени психокоррекции, но и сформировать содержательные рекомендации по психологическому ведению пациентов, определить наиболее эффективные психокоррекционные методы. Оптимизация проведения таких исследований требует решения ряда вопросов. В частности, необходимо: 1) четкое выделение перспективных направлений в соответствии с актуальными исследовательскими целями; 2) идентификация имеющихся проблем исследований психологических особенностей пациентов с учетом организации и методологической основы.

Цель – определить перспективные направления изучения психологических характеристик пациентов с ИБС, учитывая методологические и организационные аспекты психологических исследований, проводимых с пациентами кардиологического профиля.

Результаты и их анализ. Представлена информация о методологических принципах психологического исследования и методиках. При рассмотрении перспективных направлений исследований отмечено: несмотря на активное изучение тревоги/депрессии у больных ИБС, актуальность таких исследований сохраняется, с учетом проблемы негативного влияния указанных состояний на прогноз, качество жизни, приверженность лечению. Актуальным является изучение когнитивных нарушений, учитывая распространенность нейрокогнитивного дефицита у лиц, перенесших коронарное шунтирование. Перспективным является изучение адаптации и личностных особенностей пациентов. Данные о личностных особенностях больных ИБС неоднозначны. При анализе проблем психологических исследований, проводимых с пациентами кардиологического профиля, следует учитывать такой организационный аспект, как краткие сроки стационарного лечения. Организация психодиагностики и психокоррекции в стационаре должна быть оптимизирована. Учет личностного фактора может быть обеспечен, например, посредством емкого, структурированного интервью или не очень объемных методик. При обследовании пациентов важно ориентироваться на моделирование целостной структурно-функциональной организации психического статуса. Результаты психодиагностики важны для построения психокоррекционной работы. Одной из важнейших характеристик клинико-психологического вмешательства является исследование его эффективности. Многие научные работы посвящены либо эмоциональным состояниям больных ИБС в контексте психофармакотерапии, либо исследованию психологических характеристик для выделения психокоррекционных мишеней. Особенно важным и перспективным является психологическое исследование эффективности конкретных психокоррекционных методов, применяемых с больными ИБС. Психологическое обследование пациентов с ИБС зачастую проводится в стационаре. Но ценным является получение данных и после выписки. Важно научно обоснованное решение проблемы оптимальной организации таких исследований (во время визитов пациента к врачу в поликлинике, или к психологу; или дистанционно).

Заключение. Актуальные и перспективные направления исследований психологических характеристик пациентов с ИБС: исследование тревоги/депрессии, когнитивных функций, адаптации к болезни, личностных особенностей; также перспективное направление – исследование эффективности методов психологического вмешательства. В стационаре важно оптимизировать процесс психодиагностики с учетом сроков лечения. Вероятным решением может являться: а) сокращение психодиагностики в пользу психокоррекции; б) использование компактных методик в целях выявления показателей, важных для психокоррекции. При необходимости определение личностных особенностей в условиях ограниченного времени возможно с помощью структурированного интервью и не очень объемных опросников. Важно учитывать значимость психологического обследования пациентов и после выписки. Необходимо научно обоснованное решение: проводить обследование в ходе амбулаторного приема кардиолога, психолога или дистанционно, с помощью цифровых технологий.

41-49 60
Аннотация

Введение. Последствия пренатального воздействия алкоголя на плод являются значимыми проблемами общественного здравоохранения, поскольку могут являться причиной врожденных аномалий развития, когнитивных, поведенческих и адаптационных нарушений. Раннее выявление и профилактика дезадаптивного поведения являются необходимыми практическими задачами специалистов образовательных организаций, поскольку позволят предотвратить или скомпенсировать проявления психического и поведенческого неблагополучия у детей, подвергшихся перинатальному воздействию этанола.

Цель – изучение взаимосвязи между различными проявлениями дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергшихся перинатальному воздействию этанола.

Методология. Было обследовано 77 детей младшего школьного возраста (57 мальчиков и 20 девочек) с задержкой физического развития, различными дисморфологическими нарушениями, структурными и функциональными нарушениями центральной нервной системы, возникшими в связи с пренатальным воздействием этанола. Средний возраст обследованных составил (8,6 ± 1,0) года. Дети являлись воспитанниками или учащимися муниципальных казенных образовательных учреждений (школ-интернатов) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, средних общеобразовательных и коррекционных школ одного из административных центров России. Изучение проявлений дезадаптивного поведения проводилось с использованием шкалы Вайнланд (Vineland Adaptive Behavior Scale, VABS), в ходе заполнения которой родители или официальные опекуны выступали в роли экспертов и оценивали уровень адаптивности поведения своих детей или воспитанников. Результаты были проверены на нормальность распределения признаков. В статье представлены средние арифметические показатели и их среднеквадратические отклонения (M ± SD), при распределении отличающегося от нормального – медиана (Me), верхний и нижний квартили [Q1; Q3].

Результаты и их анализ. По результатам проведенного исследования было выявлено, что среднее значение по шкале VABS по выборке составило (14,2 ± 7,9) балла, что превышает средние показатели для младших школьников с нормотипичным развитием. Наиболее часто отмечались следующие проявления дезадаптивного поведения: низкая концентрация внимания, гиперактивность, привычка грызть ногти, страхи и тревожность, негативизим и непослушание, подверженность вспышкам гнева, чрезмерная зависимость. Корреляционный анализ результатов шкалы VABS у детей, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, показал: созависимое поведение, особенно депривация общения со значимыми людьми в младшем школьном возрасте, тесно связано со снижением познавательных и когнитивных процессов, а также со сниженным фоном настроения; единую природу расстройств, имеющих психологический и социальный вклад в развитие фетального алкогольного спектра нарушений; предикторы девиантного поведения детей, вероятностные показатели нарушенного социального функционирования и высокие риски аутодеструктивного поведения, признаки нормотипического социального поведения при наличии глубоких личностных проблем и неприятии собственного тела, являются мишенями психотерапии и психологической коррекции.

Заключение. Обнаруженные проявления дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола, в большинстве случаев нуждаются в коррекционном социально-психологическом сопровождении.

50-60 66
Аннотация

Актуальность. Хроническая боль в спине представляет собой комплексный феномен, возникающий в результате динамического взаимодействия биологических, психологических и социокультурных детерминант, и требует особого внимания со стороны специалистов мультидисциплинарной реабилитационной команды. Интенсивное и растянутое во времени переживание боли приводит к снижению способности восприятия информационной нагрузки и самоанализа, формированию патологического паттерна болевого поведения, что уменьшает эффективность общепризнанного метода когнитивно-поведенческой психотерапии и обращает внимание специалистов на применение холистических подходов, в частности работу с образной сферой человека. В то же время, поливариантность и возможность выбора среди различных приемов и техник, в том числе использующих современные высокотехнологичные инструменты, требуют детального изучения показаний и противопоказаний к их обоснованному и безопасному использованию.

Цель – оценка эффективности включения различных видов психокоррекции в комплексную реабилитацию пациентов с хронической болью, развившейся на фоне дорсопатии.

Методология. С помощью психодиагностического «Опросника боли Мак-Гилла» исследовалось субъективное восприятие боли у 166 пациентов, находившихся на втором, стационарном, этапе медицинской реабилитации. Продолжительность умеренной по интенсивности боли составила (10,9 ± 9,0) лет. Для проведения психокоррекции пациенты были рандомизированы в четыре группы: две основных, группа сравнения и контрольная группа. Пациенты основных групп и группы сравнения посещали занятия с медицинским психологом в «Школе пациента», пациенты основных групп дополнительно – занятия по арт-терапии либо процедуры с использованием «Шлема виртуальной реальности»; пациенты контрольной группы во время пребывания в стационаре были задействованы только в психодиагностических мероприятиях с возможностью получения психокоррекционных услуг после завершения стационарного этапа медицинской реабилитации.

Результаты и их анализ. На основании дифференциального подхода к определению качественных характеристик боли (ноцицептивный или смешанный) было показано, что у 58,4 % пациентов боль носила ноцицептивный характер, у 41,6 % – смешанный (нейропатический и дисфункциональный). Анализ значимости различий в величине сдвига интенсивности боли в группах пациентов с ноцицептивной болью в зависимости от характера реабилитационных мероприятий продемонстрировал максимальные улучшения только на фоне проведения арт-терапевтических занятий. В случае пациентов со смешанной болью было зафиксировано, что достоверные сдвиги в результате проведения реабилитационных мероприятий произошли в группе, где в комплексную психокоррекцию было включено сопровождение с использованием высокотехнологичного средства виртуальной реальности (VR-шлем), и в группе, с которой проводились занятия в «Школе пациента». Полученные результаты могут быть объяснены с учетом психологических механизмов сенсорной переработки у пациентов со смешанной болью и свидетельствовать о меньшей степени эффективности комплексных видов психокоррекции, в сравнении с однокомпонентным воздействием при работе с болевыми ощущениями смешанной модальности.

Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что специфика интрапсихической обработки сенсорной информации у пациентов с хроническим болевым синдромом на фоне дорсопатий определяет целесообразность построения дифференцированного психокоррекционного процесса в зависимости от характера боли.

61-69 94
Аннотация

Актуальность. В современных условиях мероприятия медико-психологического сопровождения являются важным условием обеспечения надежности деятельности военнослужащих-водителей. Одной из основных задач медико-психологического сопровождения в процессе выполнения профессиональной деятельности должна стать своевременная диагностика нарушений и восстановление функционального состояния и работоспособности у военнослужащих. До настоящего времени не существовало практического алгоритма осуществления психологом оценки состояния военнослужащего-водителя в реальных условиях повседневной деятельности и выполнения учебно-боевых задач.

Цель – апробация комплекса методов для оценки психологической готовности на этапе предрейсового осмотра военнослужащего-водителя.

Методология. Специалистами Военно-медицинской академии предложен комплекс методик для оценки текущего психофизиологического состояния военнослужащих-водителей на этапе предрейсового осмотра. Предлагаемый комплекс методик позволяет оперативно оценить уровень психологической готовности военнослужащего-водителя к выполнению поставленной задачи и отражает оценку состояния физиологических резервов индивида, уровень функционирования психомоторики, когнитивных процессов и актуальное психическое состояние.

Результаты и их анализ. В ходе исследования была проведена апробация предложенного комплекса методик. Экспериментально доказана его конкурентная валидность в отношении измерения показателей психомоторики, внимания и мышления. Определены нормативные значения показателей методик. Разработан алгоритм вынесения заключения о допуске военнослужащего-водителя к управлению транспортным средством на основе подсчета линейных дискриминантных функций.

Заключение. Использование рассматриваемого комплекса методик позволит своевременно и оперативно выявлять нарушения функционального состояния и обеспечит повышение профессиональной надежности военнослужащего-водителя.

70-76 320
Аннотация

Актуальность. Период осознания подростком своей половой принадлежности сопровождается высокой психологической чувствительностью к реакции окружающих на их внешность. Угревая болезнь у подростков повышает риск формирования тревожных расстройств и снижения качества жизни. Учитывая кризисные периоды, сопровождающие пубертатный период, угревая болезнь у подростков в дальнейшем может способствовать развитию негативных изменений личности.

Цель – определить качество жизни, уровень депрессии у подростков, страдающих угревой болезнью.

Методология. Проведен анализ самооценки качества жизни и уровня депрессии у 294 подростка в возрасте от 13 до 17 лет, из них у 149 определялась угревая болезнь, а 145 составили группу контроля. Для оценки уровня проявлений депрессии и качества жизни использовали валидные общепринятые методики: опросник Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL 4.0), методику «Детский дерматологический индекс качества жизни» – The Dermatology Life Quality Index (DLQI) и опросник Children’s Depression Inventory (CDI).

Результаты и их анализ. По всем шкалам опросника PedsQL 4.0 у подростков, страдающих угревой болезнью, по сравнению с подростками контрольной группы, определялось снижение качества жизни (p < 0,01). Результаты показателей методики DLQI свидетельствуют, что у подростков с акне детский дерматологический индекс качества жизни статистически достоверно меньше (p < 0,01), чем в контрольной группе. По данным опросника CDI, субдепрессивные состояния выявлены у 11 % юношей и 35 % девушек, страдающих угревой болезнью, в контрольной группе таких лиц было 1 и 7 % соответственно. Кроме того, у 5 % 15–17-летних девушек с акне верифицировалось депрессивное состояние, что требует пристального внимания со стороны родителей, школьных врачей, психологов и педагогов.

Заключение. Подростки, страдающие угревой болезнью, характеризуются снижением качества жизни и высоким риском формирования депрессивных расстройств.

НАУКОВЕДЕНИЕ. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

77-97 58
Аннотация

Актуальность. О результатах инновационной деятельности обычно судят по экспертным оценкам и данным наукометрического анализа научных документов. Для этих целей используют статьи, опубликованные в научных журналах, материалы конференций, съездов, патенты на изобретения, монографии. Как правило, в зарубежной наукометрии относят диссертации к невысокому уровню доказательности, и в ряде научных журналов не рекомендуется делать отсылки на диссертационные работы. Вероятно, к зарубежным диссертациям это относится в полной мере. В России результаты основных положений, выносимых на защиту диссертационного исследования, должны быть опубликованы в научных рецензируемых журналах, например, для соискателя научной степени кандидата наук по психологическим специальностям таких статей должно быть не менее 3, докторов наук – 15. На научно-технических советах в организациях, в которых было выполнено диссертационное исследование, проводится так называемая предзащита – публичное рассмотрение работы, в результате чего делается заключение о возможности представления диссертации в диссертационный совет. Помимо диссертации, которая оформляется в ограниченном количестве, авторефераты диссертации на бумажном носителе направляются в ведущие библиотеки страны и некоторые организации по списку. Широкую доступность к изучению диссертационного исследования обеспечивает размещение ее материалов на сайтах организаций. В диссертационном совете назначаются оппоненты, и проходит публичное заслушание соискателя ученой степени. Результаты диссертационного совета утверждает Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки России. Таким образом, в России диссертационное исследование проходит многоуровневую экспертизу, намного большую, чем статья в рецензируемом журнале.

Цель – анализ структуры и развития инноваций по психологии в России, проведенный по авторефератам диссертаций по психологическим специальностям за 20 лет (2002–2021 гг.).

Методология. Анализ инноваций провели по авторефератам диссертаций, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ). Уместно заметить, что в РГБ диссертации регистрируются по годам публикации, в ВАК Минобрнауки России – по дате защиты диссертации, вследствие чего годовые потоки могут различаться. Массивы авторефератов сгруппировали по психологическим специальностям Номенклатуры специальностей научных работников (приказ Минобрнауки № 1027 от 23 октября 2017 г.).

Результаты и их анализ. В 2002–2021 гг. в РГБ найдено 9687 авторефератов диссертаций по психологическим специальностям. Среднегодовое количество работ было 484 ± 62. Психологические диссертации составили около 2 % от всех утвержденных диссертационных работ в России. При высоком коэффициенте детерминации (R2 = 0,86) полиномиальный тренд авторефератов психологических диссертаций показывает динамику их снижения, уменьшение работ выявлено также по всем психологическим специальностям. В структуре психологических инноваций (по данным авторефератов диссертаций России) по проблемам общей психологии, психологии личности и истории психологии было 20,4 % работ, психофизиологии – 4,2 %, психологии труда, инженерной психологии и эргономики – 6,5 %, медицинской (клинической) психологии – 7,4 %, социальной психологии – 16,4 %, юридической психологии – 2,6 %, педагогической психологии – 23,6 %, коррекционной психологии – 2,7 %, политической психологии – 0,9 %, психологии развития и акмеологии – 15,6 %.

Заключение. Результаты анализа инновационных направлений развития психологической науки на основе материалов диссертационных исследований позволили выявить структуру и динамику развития инноваций по психологии в России. Эти данные могут служить исходным аналитическим массивом для наукометрического анализа публикаций по психологии в последующем, например, через 5–10 лет и более.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)