Влияние СМИ на формирование отношения к болезни при COVID-19
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-14-21
Аннотация
Актуальность. На сегодняшний день средства массовой информации (далее – СМИ), особенно интернет, являются ведущим инструментом информирования, просвещения, обучения и развлечения для подавляющего большинства людей. Публикации СМИ о возможных угрозах жизни и здоровью человека, способны, по аналогии с лечащим врачом, нести в себе «психогенный» потенциал. Именно при непосредственном участии интернета, социальных сетей, СМИ пандемия COVID-19 приобрела характер экстремальной ситуации. Авторы публикаций в СМИ настойчиво заявляли о фатальном характере новой инфекции, о непосредственной угрозе жизни и здоровью людей, формируя доминанты, способствующие аберрациям восприятия действительности.
Очевидно, что такое информирование формировало отношение людей к создавшейся ситуации, их представления о риске, мотивации повседневного поведения, эмоциональный фон. И это отношение не могло не проявить себя в случае заболевания.
Цель – изучить влияние СМИ на процесс формирования отношения к болезни при COVID-19.
Методология. Исследование проходило на базе Санкт-Петербургской Городской больницы № 15, Российского государственного педагогического университета (далее – РГПУ) им. А.И. Герцена и с помощью интернет-ресурса docs.google.com/forms. Всего с помощью клинико-психологического метода обследованы 120 человек в возрасте от 16 до 65 лет. Диагностика отношения к болезни проводилась с помощью методики ТОБОЛ. Для уточнения социально-демографических характеристик и отношения респондентов к COVID-19 была разработана анкета «Отношение к COVID-19». Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов описательной статистики и методов математико-статистической обработки данных.
Результаты и их анализ. Установлено, что СМИ оказывают психогенное влияние на формирование отношения к болезни при COVID-19.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и планирования психопрофилактических мер в системе противоэпидемических мероприятий.
Об авторах
А. Н. АлёхинРоссия
Алёхин Анатолий Николаевич – д-р мед. наук, проф., зав. каф. клинич. психологии и психологической помощи,
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48.
А. Е. Отсус
Россия
Отсус Александр Евгеньевич – аспирант, каф. клинич. психологии и психологической помощи,
191186, Санкт- Петербург, наб. реки Мойки, д. 48.
Список литературы
1. Алехин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия . 2020. № 3. С. 312–316.
2. Алехин А.Н., Неберкулина Э.А. Психологические аспекты реакции адаптации в измененных условиях жизнедеятельности // Вестник психотерапии. 2023. № 85. С. 28–34.
3. Бочарова С., Иванов М. СМИ все меньше замечают коронавирус // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/19/843826-zamechayut-koronavirus (дата обращения: 23.10.2023).
4. Воробьева М.М., Захарова Д.С., Ефимова А.В. Формирование дискурсивного образа пандемии COVID-19 в институциональных СМИ (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание: Реферативный журнал. 2022. № 3. С. 80–95.
5. Ельникова О.Е. Концепт «отношение к болезни» как научная проблема. Обзор литературы. // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 4. С. 292–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-otnosheniek-bolezni-kak-nauchnaya-problema-obzor-literatury (дата обращения: 23.10.2023).
6. Craig D. Pandemic and its Metaphors: Sontag Revisited in the COVID-19 Era // European Journal of Cultural Studies. 2020. Vol. 23 (6). P. 1025–1032. URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/1367549420938403 (дата обращения: 23.10.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Алёхин А.Н., Отсус А.Е. Влияние СМИ на формирование отношения к болезни при COVID-19. Вестник психотерапии. 2023;(88):14-21. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-14-21
For citation:
Alekhin A.N., Otsus A.E. The influence of mass media on the formation of attitudes towards the disease with COVID-19. Bulletin of psychotherapy. 2023;(88):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2023-0-88-14-21