Психофизиологические аспекты адаптации и стресс-реакции студентов-медиков в процессе работы на симуляторах
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-71-82
Аннотация
Актуальность. Симуляционные технологии широко используются в медицинском образовании и практическом здравоохранении. Условия выполнения заданий на симуляторах приближено к реальным условиям работы специалистов медицинского профиля и сопровождается высокой рабочей нагрузкой и личными переживаниями, что может приводить адаптационным трудностям, отражающимся на психологических, физиологических и гуморальных показателях.
Цель исследования заключалась в оценке объективных физиологических показателей стресса у студентов медицинских специальностей в процессе оказания неотложной помощи на симуляторе, определении личностных невротических черт участников, используемых ими стратегий совладания и выявлении зависимости между этими показателями.
Методология. Выборку исследования составили 32 студента медицинских специальностей. Измерение уровня стресса в процессе адаптации к деятельности производилось [с помощью регистрации электрокардиограммы (с использованием нагрудного пульсометра Polar Н10)] в ситуации проведения сердечно-легочной реанимации на симуляторе; проводилась [оценка личностных невротических черт (опросник невротической личности KON-2006)].
Результаты и их анализ. Методом эксплораторного факторного анализа из ЭКГ были выделены 5 факторов, объясняющих 67 % дисперсии. Было выявлено значимое влияние ряда личностных черт и предпочитаемой стратегии совладания на процесс физиологической адаптации к стрессу, связанному с работой на симуляторе.
Заключение. Научно обоснованное психологическое сопровождение учебного процесса в условиях симуляционного центра должно учитывать предпочитаемые стратегии, используемые студентами для совладания со стрессом, и возможность их модификации с опорой на личностные качества обучающихся.
Об авторах
И. С. КоротковаРоссия
Короткова Инга Сергеевна – канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Г. Л. Исурина
Россия
Исурина Галина Львовна – канд. психол. наук доц., проф. каф. мед. психологии и психофизиологии
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
И. В. Грандилевская
Россия
Грандилевская Ирина Владимировна – канд. психол. наук, доц. каф. мед. психологии и психофизиологии
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
И. А. Горбунов
Россия
Горбунов Иван Анатольевич – канд. психол. наук, ст. науч. сотр. каф. мед. психологии и психофизиологии
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Е. О. Клейман
Россия
Клейман Елена Олеговна – асcистент, каф. мед. психологии и психофизиологии
Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Список литературы
1. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 16–25.
2. Исурина Г.Л., Грандилевская И.В., Тромбчиньски П.К. «Опросник KON-2006» – новый метод исследования невротических черт личности // Медицинская психология в России. 2017. Т. 9, №. 6. С. 7.
3. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Гнедых Д.С., Королева М.Е. Психофизиологический мониторинг экзаменационного стресса у школьников // Психологические исследования. 2015. № 8(43). С. 7. DOI: 10.54359/ps.v8i43.520.
4. Мороз В.В. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г.). 3-е изд. М.: НИИОР, НСР. 2016. С. 192.
5. Некрасова М.М., Полевая С.А., Парин С.Б. [и др.]. Патент № 2531443 Российская Федерация, МПК А61В 5/0402 (2006.01). Способ определения стресса: № 2013150016/14: заявл. 11.11.2013: опубл. 20.10.2014. 12 с.
6. Higuchi T. Relationship between the Fractal Dimension and the Power Law Index for a Time Series: A Numerical Investigation //Physica D: Nonlinear Phenomena. 1990. Vol. 46, N 2. Pp. 254–264.
7. Kim H.G. Cheon E.J., Bai D.S. [et al.]. Stress and Heart Rate Variability: A Meta-Analysis and Review of the Literature //Psychiatry Investigation. 2018. Vol. 15, N 3. С. 235. DOI: 10.30773/pi.2017.08.17.
8. Peabody J., Ziesmann M.T., Gillman L.M. Comparing the Stress Response Using Heart Rate Variability during Real and Simulated Crises: A Pilot Study // Advances in Health Sciences Education. 2024. Vol. 29, N 2. Pp. 465–475. DOI: 10.1007/s10459-023-10246-7.
Рецензия
Для цитирования:
Короткова И.С., Исурина Г.Л., Грандилевская И.В., Горбунов И.А., Клейман Е.О. Психофизиологические аспекты адаптации и стресс-реакции студентов-медиков в процессе работы на симуляторах. Вестник психотерапии. 2025;(94):71-82. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-71-82
For citation:
Korotkova I.S., Isurina G.L., Grandilevskaja I.V., Gorbunov I.A., Kleiman E.O. Psychophysiological Aspects of Medical Students’ Adaptation in the Process of Working on Simulators. Bulletin of psychotherapy. 2025;(94):71-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-71-82