Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск
№ 94 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПСИХОТЕРАПИЯ

6-14 8
Аннотация

Актуальность. Травматические ампутации значительно снижают качество жизни пациентов, инвалидизируют их и могут приводить к различным депрессивным состояниям [12]. В 40–85 % случаев ампутация конечности сопровождается фантомно-болевым синдромом в этой области [1]. Обзор литературы по данному вопросу показывает, что на сегодняшний день психологические методы недостаточно изучены и представлены в комплексе коррекции фантомно-болевого синдрома. При этом различные источники свидетельствуют о том, что именно психологический аспект играет важную роль в формировании данного состояния у пациентов.

Цель исследования: оценка эффективности различных методов психокоррекции фантомно-болевого синдрома.

Задачами исследования являются: 1) оценка выраженности фантомно-болевого синдрома после травматической ампутации у бойцов специальной военной операции; 2) определение наиболее эффективного метода психокоррекции фантомно-болевого синдрома; 3) изучение психоэмоционального состояния бойцов специальной военной операции после травматической ампутации в условиях боевых действий; 4) выявление взаимосвязи между психоэмоциональным состоянием бойцов специальной военной операции, перенесших травматическую ампутацию в условиях боевых действий, и эффективностью одного из методов психокоррекции фантомно-болевого синдрома.

Объект исследования: фантомно-болевой синдром.

Предмет исследования: опосредованность фантомно-болевого синдрома психоэмоциональным состоянием больных – бойцов СВО, перенесших травматическую ампутацию.

Результаты. Полученные данные показывают, что все виды предложенных в рамках данного исследования психокоррекционных мероприятий (зеркальная терапия, нервномышечная релаксация и ароматерапия) достоверно эффективно снижают уровень выра женности фантомно-болевого синдрома. В случае стабильности психоэмоционального состояния наиболее эффективным оказывается метод зеркальной терапии, а при наблюдении неврастенических и истерических черт у пациентов наибольшую эффективность приобретают методы по стабилизации психоэмоционального состояния – ароматерапия и нервномышечная релаксация.

ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ

15-26 8
Аннотация

Цель – оценить динамику медико-статистических показателей заболеваемости невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в Военно-морском флоте и Сухопутных войсках Минобороны России для оптимизации психопрофилактических мероприятий.
Материал и методы. В связи с изменением учетных форм 3/МЕД с 2017 г. изучили медикостатистические показатели заболеваемости невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами по V классу болезней «Психические расстройства и расстройства поведения» по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Военно-морском флоте и Сухопутных войсках Минобороны России за 5 лет (2017–2021 гг.). Уровни заболеваемости рассчитывались на 10 тыс. военнослужащих (10–4), определены среднемноголетние и среднегодовые показатели (M ± m), развитие которых оценивалось с помощью анализа динамических рядов и расчета полиномиального тренда второго порядка.
Результаты и их анализ. Среднемноголетний уровень заболеваемости невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами у военнослужащих по призыву в Военно-морском флоте был статистически достоверно больше, чем в Сухопутных войсках Минобороны России по показателям первичной заболеваемости, госпитализации, дней трудопотерь и увольняемости. Динамика сведений по проанализированным видам заболеваемости в Военно-морском флоте демонстрировала U-кривую, в Сухопутных войсках – уменьшение показателей. В комплексе факторов, влияющих на эпидемиологические показатели психических расстройств у военнослужащих по призыву, среди прочих значимыми могут быть здоровье призывного контингента и доступность психиатрической помощи военнослужащим. Полагаем, что выявляемость психических расстройств у военнослужащих по призыву в Военно-морском флоте была лучше, чем в Сухопутных войсках Минобороны России.
Заключение. В профилактике психогенных расстройств у военнослужащих по призыву Минобороны России важное место занимает повышение «барьерных» функций военнопризывных комиссий военкоматов, а также распределение призывного контингента на военно-учетные специальности, исходя из индивидуально-психологических качеств и стрессоустойчивости в начальный период обучения в войсках.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

27-37 8
Аннотация

Актуальность. Бронхиальная астма представляет собой одно из наиболее распространенных в мире хронических заболеваний дыхательных путей, и эта проблема имеет существенное значение для общественного здравоохранения. Наряду с клиническими проявлениями, влияющими на физическое состояние больного, астма оказывает значительное воздействие на качество жизни пациентов, что обосновывает необходимость комплексного подхода в оценке и лечении этого заболевания. Проблема контроля бронхиальной астмы, особенно в странах СНГ, остается малоизученной; исследование же взаимосвязи между контролем заболевания и качеством жизни больных необходимо для улучшения клинической практики и разработки индивидуализированных терапевтических подходов.
Цель. Проведение сравнительного анализа качества жизни пациентов с контролируемой и неконтролируемой бронхиальной астмой, а также выявление психодиагностических показателей, наиболее информативных для оценки риска неконтролируемой астмы.
Методология. В исследование были включены 60 пациентов, разделенных на две условные группы – с контролируемой и неконтролируемой астмой. Для оценки качества жизни использовались методики SF-36 и Mini AQLQ, что позволило всесторонне оценить влияние заболевания на физическое, социальное и эмоциональное состояние пациентов. Статистический анализ данных проводился с использованием критериев Манна – Уитни и бинарного логистического регрессионного анализа.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования стали пациенты с бронхиальной астмой, предметом – качество их жизни в контексте контроля заболевания.
Результаты и их анализ. Исследование показало статистически значимые различия в качестве жизни пациентов с контролируемой и неконтролируемой астмой. Пациенты с контролируемой астмой продемонстрировали более высокие показатели по всем аспектам качества жизни, включая физическое функционирование, ролевое функционирование, эмоциональное благополучие и социальное взаимодействие. Результаты исследования согласуются с рядом работ, подтверждающих значимость контроля астмы для улучшения качества жизни пациента.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к оценке и лечению бронхиальной астмы, включающего не только медикаментозное вмешательство, но и учет эмоционального состояния и социального функционирования пациентов. Внедрение индивидуализированных терапевтических подходов, направленных на улучшение качества жизни, может существенно повысить эффективность лечения и предотвратить ухудшение состояния больных. Рекомендуется дальнейшее исследование взаимосвязи между контролируемостью заболевания и психологическими аспектами жизни пациентов с бронхиальной астмой для оптимизации клинической практики.

38-48 8
Аннотация

Актуальность. Метаболический синдром (МС), включающий в себя сочетание инсулиннезависимого сахарного диабета, гипертонии, гиперхолестеринемии и гиперлипидемии, является причиной возникновения у пациентов в т.ч. и психоэмоционального напряжения, обусловленного наличием витальных страхов, изменением качества жизни. Пациенты с метаболическим синдромом предъявляют жалобы не только соматического характера (одышка, головные боли, снижение толерантности к физической нагрузке, нестабильные показатели артериального давления и т.п.) но и психологического профиля: большинство из них находятся в состоянии хронического стресса, что порождает эмоционально-аффективные и психовегетативные расстройства.
Цель исследования – выявление психологических особенностей больных с метаболическим синдромом для повышения эффективности разрабатываемых программ и применяемых методов психологической коррекции их состояния.
Материалы и методы. В исследовании, проведенном на базе частной многопрофильной клиники «Медицинский центр «САНАВИТА», приняли участие 32 человека: 8 мужчин и 24 женщины в возрасте от 40 до 60 лет с подтвержденным диагнозом «метаболический синдром». Изучалось психологическое состояние лиц с данным диагнозом с целью определения целесообразности дополнительного применения в процессе лечения методов психологической коррекции и лечебной физкультуры.
Выборка исследования была разделена на две группы по 16 человек. С участниками исследования группы 1, в дополнение к терапевтическим мероприятиям, проводимым с участниками группы 2, осуществлялось психотерапевтическое воздействие с применением методов когнитивно-поведенческой психотерапии.
Результаты. Усредненный профиль компонентов реагирования на болезнь участников исследования демонстрирует преобладание у респондентов отрицания заболевания, «ухода» в работу, а также гармоничного отношения к болезни, готовности к проведению лечения. Отмечается преобладание в выборке «адаптивного» блока реагирования на болезнь (50 % выборки исследования). При этом 21,88 % респондентов относятся к диффузному типу 2, включающему в себя апатию, тревогу, меланхолию, ипохондрию, сензитивность, эгоцентризм, паранойю и дисфорию. По 9,38 % выборки имеют диффузный тип 1 и интерпсихический тип реагирования на болезнь, включающие в себя тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический компоненты реагирования. Определены высокие показатели по шкалам тревоги и депрессии у пациентов до проведения психологической коррекции в обеих группах. После проведения групповой краткосрочной программы психокоррекции установлено, что среди пациентов группы, проходившей психокоррекционную программу, уровень депрессии и тревоги достоверно снизился. В контрольной группе изменения значений исследуемых показателей менее выражены.
Заключение. Дополнительное проведение краткосрочной психокоррекционной программы с применением метода когнитивно-поведенческой психотерапии способствует оптимизации лечебно-реабилитационных мероприятий у пациентов. Тактику внедрения в реабилитационный процесс данной программы следует считать обоснованной.

49-58 10
Аннотация

Актуальность. Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на множество сфер человеческой жизни. Несмотря на объявление ВОЗ в 2023 году о том, что COVID-19 более не является мировой угрозой в области здравоохранения, коронавирус продолжает представлять опасность для населения. По-прежнему на территории больниц вводятся карантинные меры, пациенты переводятся в инфекционные стационары. Одним из ключевых аспектов изучения COVID-19 является процесс реабилитации пациентов, в т.ч. восстановление когнитивных функций, существенно страдающих при постковидном синдроме.
Цель работы – изучение динамики показателей памяти у пациентов, проходящих программу стационарной медицинской реабилитации (2-й этап) после COVID-19. К таким показателям в представленном исследовании были отнесены кратковременная и долговременная механическая память, логическая память.
Материал и методы. Обследовано 104 пациента через 12–13 недель после дебюта COVID-19. Этапы исследования: 1) психодиагностическое обследование при поступлении в стационар; 2) психодиагностическое обследование при выписке из стационара. Методы исследования: структурированное интервью для сбора данных о социально-демографических и психосоциальных характеристиках пациентов, тест «Заучивание серии слов» («10 слов»), субтест «Логическая память (воспроизведение рассказов)» шкалы WMS-IV (Wechsler Memory Scale).
Результаты и их анализ. Было установлено, что после прохождения курса стационарной реабилитации отмечается улучшение по показателям кратковременной и долговременной механической и логической памяти. Разные возрастные группы значимо различаются по когнитивному функционированию на обоих этапах исследования.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы для повышения эффективности программ реабилитации, а также указывают на необходимость сопровождения данного контингента пациентов клиническим психологом.

59-70 4
Аннотация

Актуальность исследования определяется распространенностью сердечно-сосудистой патологии и высокой смертностью от нее во всем мире, что делает данную нозологическую группу одной из важнейших проблем мирового здравоохранения. Из всех сердечнососудистых заболеваний наиболее высокая летальность наблюдается в результате ишемической болезни сердца (ИБС). ИБС ассоциирована с пожилым возрастом, что также объясняет актуальность изучения именно этой возрастной группы.
Цель. Изучение факторов оптимального старения у пожилых пациентов с ИБС, осложненной инфарктом миокарда (ИМ), в сравнении с условно здоровой выборкой пожилых пациентов.
Методология. Применялись следующие методики: гериатрическая шкала депрессии (GDS-30); опросник геротрансцендентных изменений О.Ю. Стрижицкой (ОГИ); методика «Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассермана (СДВ); российский универсальный опросник количественной оценки приверженности к лечению (КОП-25).
Объект. Пациенты пожилого возраста с установленным диагнозом «ИБС, осложненная ИМ» (I21 и I22). Предмет. Оптимальное старение в условиях тяжелого соматического заболевания. Результаты и их анализ. Были выделены следующие факторы оптимального старения пожилых пациентов с ИБС, осложненной ИМ: первичность/повторность события (–10,716), восприятие будущего (–3,485), давность первого (предшествующего) события (ИМ) (+1,335), уровень депрессии (–0,994), восприятие прошлого времени (–0,038) и психологическое благополучие (+0,088).
Заключение. Основные психотерапевтические мишени в работе с пожилыми пациентами с ИБС, осложненной ИМ: гармонизация восприятия будущего времени и нормализация социального функционирования пациентов.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

71-82 10
Аннотация

Актуальность. Симуляционные технологии широко используются в медицинском образовании и практическом здравоохранении. Условия выполнения заданий на симуляторах приближено к реальным условиям работы специалистов медицинского профиля и сопровождается высокой рабочей нагрузкой и личными переживаниями, что может приводить адаптационным трудностям, отражающимся на психологических, физиологических и гуморальных показателях.
Цель исследования заключалась в оценке объективных физиологических показателей стресса у студентов медицинских специальностей в процессе оказания неотложной помощи на симуляторе, определении личностных невротических черт участников, используемых ими стратегий совладания и выявлении зависимости между этими показателями.
Методология. Выборку исследования составили 32 студента медицинских специальностей. Измерение уровня стресса в процессе адаптации к деятельности производилось [с помощью регистрации электрокардиограммы (с использованием нагрудного пульсометра Polar Н10)] в ситуации проведения сердечно-легочной реанимации на симуляторе; проводилась [оценка личностных невротических черт (опросник невротической личности KON-2006)].
Результаты и их анализ. Методом эксплораторного факторного анализа из ЭКГ были выделены 5 факторов, объясняющих 67 % дисперсии. Было выявлено значимое влияние ряда личностных черт и предпочитаемой стратегии совладания на процесс физиологической адаптации к стрессу, связанному с работой на симуляторе.
Заключение. Научно обоснованное психологическое сопровождение учебного процесса в условиях симуляционного центра должно учитывать предпочитаемые стратегии, используемые студентами для совладания со стрессом, и возможность их модификации с опорой на личностные качества обучающихся.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

83-92 10
Аннотация

Актуальность. Высокий уровень адаптации студентов высших учебных заведений обязателен для обеспечения академической успешности, активного завязывания и поддержания социальных контактов, формирования новых и расширения ранее приобретенных компетенций. Помимо стандартных требований, предъявляемых окружающей средой к студентам высших учебных заведений, на территории Луганской Народной Республики имеются дополнительные факторы, влияющие на эффективность социальной адаптации. Это прежде всего формирование личности (развитие высших психических функций) в условиях двух фаз активного военного конфликта с перерывом на замороженный. Согласно нашим исследованиям, факторами, вызывающими развитие посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков на территории Луганской Народной Республики, являются стрессоры запредельной силы, такие как боевой опыт, террористические нападения, ожидание последующих террористических нападений, внезапная смерть или тяжелое увечье родственника или близкого друга, пребывание в качестве свидетеля тяжелых травм или насильственной смерти другого человека.
Цель исследования – оценка патопсихологических характеристик адаптивности студентов Луганского государственного педагогического университета в условиях затяжного стресса.
Методология. Нами обследованы 124 студента Луганского государственного педагогического университета с использованием многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность». Для оценки состояния студентов использовались шкалы 2-го, 3-го и 4-го уровня. Оценивались показатели по шкалам: дезадаптационные нарушения, астенические реакции и состояния, психотические реакции и состояния, личностный адаптивный потенциал, поведенческая регуляция, коммуникативная компетентность, моральная нормативность. Все исследуемые женского пола, в возрасте от 17 до 39 лет, являются студентами бакалавриата 1–4-го курсов или магистратуры 1–2-го курсов очной формы обучения.
Результаты и их анализ. Согласно результатам тестирования, 2/3 студентов имеют низкий уровень личностного адаптационного потенциала, почти у половины студентов выявлен низкий уровень поведенческой регуляции, более 1/3 студентов имеют низкий коммуникативный потенциал. Более четверти студентов имеют выраженные дезадаптационные нарушения, более половины – умеренные нарушения адаптации. Выраженных психотических реакций и состояний существенно меньше, чем астенических (6,46 % и 27,42 % соответственно). В регистре умеренно выраженных преобладают психотические реакции и состояния (74,19 % и 56,45 % соответственно). Личностный адаптивный потенциал и дезадаптационные нарушения имеют различную структуру на разных курсах обучения.
Заключение. В связи с полученными результатами, с целью формирования у молодых людей здоровой личности, способной противостоять вызовам времени в эпоху социальнополитических трансформаций, необходима разработка психолого-педагогических условий для гармоничного формирования личностных качеств студентов педагогического вуза в условиях затяжного стресса.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

93-101 9
Аннотация

Актуальность. В последнее время все чаще говорят о появлении тенденции «депсихиатризации», когда врачей-психиатров начинают вытеснять из психиатрии представители иных областей медицины. Авторы объясняют этот факт низкой обращаемостью пациентов к врачам-психиатрам из-за существующей в обществе дискриминации к потребителям психиатрических услуг.
Цель – выявление отношения граждан к психическим расстройствам, врачам-психиатрам и психиатрии, а также определение готовности граждан к обращению за психиатрической помощью при возникновении нарушений психического здоровья.
Материалы и методы. При проведении исследования была использована специально разработанная авторами «Анкета для изучения отношения граждан к психическим расстройствам и расстройствам поведения». В процессе изучения поставленной проблемы была сформирована случайная выборка (n = 1203).
Результаты и выводы. Нами выявлены две противоположные социальные тенденции. С одной стороны, у представителей городского социума сформировано верное представление о месте и роли врача-психиатра в лечении психического расстройства. Вместе с тем наблюдается формирование высокого уровня недоверия к работе медицинских служб психиатрического профиля вследствие широкого распространения социальных страхов и предубеждений.

102-115 8
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема интеграции современных научных достижений в процесс подготовки клинических психологов и переосмысление роли традиционных патопсихологических методов в свете новейших исследований.
Актуальность. Авторы акцентируют внимание на необходимости глубокого реформирования системы профессионального психологического образования с целью приведения его в соответствие с требованиями доказательной медицины и передовыми мировыми стандартами.
Цель исследования. Обоснование необходимости пересмотра образовательных программ для клинических психологов, критическая оценка современных патопсихологических методов и представление альтернативных подходов.
Методология. В работе приводится развернутый критический анализ теоретических основ и диагностического инструментария классической патопсихологии, обнаруживающий их концептуальное и эмпирическое несоответствие современным научным моделям психической патологии.
Результаты и их анализ. Авторы приходят к выводу о необходимости радикального пересмотра содержания и методов обучения клинических психологов в соответствии с принципами доказательности, междисциплинарности и ориентации на достижение практически значимых результатов в виде эффективной психологической помощи пациентам с психическими расстройствами.
Заключение. Подчеркивается необходимость перехода к биопсихосоциальной парадигме, трактующей психическую патологию как сложный многоуровневый феномен, требующий комплексной оценки всей совокупности этиологических и патогенетических факторов.

116-127 2
Аннотация

Актуальность. История отечественной медицинской (клинической) психологии, в особенности ее дореволюционный этап, остается недостаточно разработанной в настоящее время. В истории науки традиционно выделяются три группы факторов, определяющих становление и развитие любой дисциплины: социокультурные, предметно-логические и личностные. Экспликация особенностей социокультурного контекста (общественной, политической, экономической, философско-мировоззренческой, ценностной детерминант) позволяет лучше понять те условия, в которых происходил генезис науки, и, следовательно, объяснить ее специфику. Опора исключительно на предметно-логические и личностные детерминанты развития знания означает, что наука существовала в социальном «вакууме», что в принципе невозможно, т.к. она является социальным институтом и одной из важнейших составляющих культуры. Слабо изученными остаются социокультурные условия формирования отечественной медицинской психологии. Раскрытию этой темы посвящена данная статья.
Цель – изучение связи между социально-историческим, общенаучным и социально-гуманитарным, общепсихологическим контекстами формирования российской дореволюционной медицинской (клинической) психологии и особенностями ее как науки.
Методология. Для достижения поставленной цели были использованы методы системного, комплексного, культурологического и исторического событийного анализа.
Результаты и их анализ. В результате исследования были описаны условия, в которых формировались институциональные, проблемологические и философско-методологические особенности отечественной медицинской психологии. Утверждается, что политическая поляризация и дискуссии об основном вопросе философии в начале ХХ века лишь в малой степени затронули методологические позиции российских медицинских психологов. Обосновывается положение о том, что материалистами можно считать лишь часть рассмотренных в ходе исследования ученых (В.М. Бехтерев, А.А. Крогиус), да и то лишь в методологическом, а не философско-онтологическом плане. Показано, что дореволюционные российские медицинские психологи расходились во взглядах на предмет психологической науки, среди них имелись сторонники как естественнонаучного (В.М. Бехтерев, А.А. Крогиус), так и эмпирического (И.А. Сикорский, А.Ф. Лазурский) направления.
Заключение. В результате изучения социокультурных контекстов формирования отечественной медицинской психологии в дореволюционный период было выявлено слабое влияние на нее социально-политических условий и значительно более сильное влияние философии науки. При всех расхождениях в понимании предмета психологии, общей философской базой, объединявшей российских медицинских психологов в указанный период, был позитивизм, т.к. именно в его рамках постулировалась значимость эмпирических методов (наблюдения, эксперимента) для получения истинно научного знания.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)