Патопсихологические методы в системе профессиональной подготовки клинических психологов
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-102-115
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема интеграции современных научных достижений в процесс подготовки клинических психологов и переосмысление роли традиционных патопсихологических методов в свете новейших исследований.
Актуальность. Авторы акцентируют внимание на необходимости глубокого реформирования системы профессионального психологического образования с целью приведения его в соответствие с требованиями доказательной медицины и передовыми мировыми стандартами.
Цель исследования. Обоснование необходимости пересмотра образовательных программ для клинических психологов, критическая оценка современных патопсихологических методов и представление альтернативных подходов.
Методология. В работе приводится развернутый критический анализ теоретических основ и диагностического инструментария классической патопсихологии, обнаруживающий их концептуальное и эмпирическое несоответствие современным научным моделям психической патологии.
Результаты и их анализ. Авторы приходят к выводу о необходимости радикального пересмотра содержания и методов обучения клинических психологов в соответствии с принципами доказательности, междисциплинарности и ориентации на достижение практически значимых результатов в виде эффективной психологической помощи пациентам с психическими расстройствами.
Заключение. Подчеркивается необходимость перехода к биопсихосоциальной парадигме, трактующей психическую патологию как сложный многоуровневый феномен, требующий комплексной оценки всей совокупности этиологических и патогенетических факторов.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. СидняевРоссия
Сидняев Виталий Александрович – клинич. психолог, студент 3-го курса мед. фак-та
Москва, ул. Партизанская, д. 27
П. А. Федоренко
Россия
Федоренко Павел Алексеевич – психолог, ген. дир.
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лево-Булачная, д. 16, пом. 1013
М. А. Кузнецова
Россия
Кузнецова Мария Александровна – канд. мед. наук, доц. каф. медико-биолог. дисциплин мед. фак-та
Москва, ул. Партизанская, д. 27
Список литературы
1. Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения: материалы всеросс. науч. конф., 23–24 ноября 2023 г. М.: Кредо, 2023. 307 с.
2. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Междисциплинарные связи и педагогические технологии в образовательном процессе медицинского вуза // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5А. С. 576–587. DOI: 10.34670/AR.2023.50.87.060.
3. Арсюхин Н.А. Опыт применения шкал Бека и Спилбергера у амбулаторных пациентов невролога // Евразийский научный журнал. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-shkal-beka-ispilbergera-u-ambulatornyh-patsientov-nevrologa (дата обращения: 07.08.2024).
4. Буслаева Е.Н., Щербакова О.О. Развитие идей культурно-исторической теории Л. С. Выготского как основа для исследования психической патологии // Проблемы педагогики. 2018. № 7(39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-kulturno-istoricheskoy-teorii-l-s-vygotskogo-kak-osnova-dlya-issledovaniyapsihicheskoy-patologii (дата обращения: 07.08.2024).
5. Горчакова С.А. Методологические основания философской психопатологии К. Ясперса // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-filosofskoy-psihopatologii-k-yaspersa (дата обращения: 07.08.2024).
6. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Иванова П. О. Оценка текстов, написанных больными эндогенными психическими заболеваниями // Психиатрия. 2019. Т. 81, № 1. С. 56–64.
7. Золотова Н.В., Мазилов В.А., Базиков М.В. Научное наследие Б. В. Зейгарник в отечественной медицинской (клинической) психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-nasledie-b-v-zeygarnik-v-otechestvennoy-meditsinskoy-klinicheskoy-psihologii (дата обращения: 07.08.2024).
8. Лукьянченко Л.С., Костихина Н.М. Тематический апперцептивный тест как средство выявления индивидуальных особенностей студентов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2(34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskiy-appertseptivnyy-test-kak-sredstvovyyavleniya-individualnyh-osobennostey-studentov (дата обращения: 07.08.2024).
9. Малкова Е.Е. Клинико-психологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт»: [Электронный ресурс]. 2015. Т. 27. С. 6–10. URL: http://e-koncept.ru/2015/65502.htm. (дата обращения: 18.06.2024).
10. Нашкенова А.М., Аблезжан Д.К., Сабитова А.С., Умарбек А.М. Клинико-психопатологический анализ главного героя фильма «Игры разума» (как дидактическая инновация при проведении занятий по психиатрии в период онлайн-обучения во время пандемии COVID-19) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskiyanaliz-glavnogo-geroya-filma-igry-razuma-kak-didakticheskaya-innovatsiya-pri-provedenii-zanyatiy-po (дата обращения: 07.08.2024).
11. Пашковский В.Э., Софронов А.Г., Добровольская А.Е. [и др.]. Модели взаимосвязи различных факторов биопсихосоциальной модели при шизофрении (госпитальный контингент) // Журнал «Практическая медицина». 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-vzaimosvyazi-razlichnyh-faktorovbiopsihosotsialnoy-modeli-pri-shizofrenii-gospitalnyy-kontingent (дата обращения: 07.08.2024).
12. Пятницкий Н.Ю. Акцессорные симптомы шизофрении: концепция E. Bleuler // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017. Т. 117, № 11. С. 114–121.
13. Пятницкий Н.Ю. Статика и динамика психопатий в концепции Э. Крепелина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021. Т. 121, № 7. С. 104–113.
14. Распопин Е.В., Макарова А.А. Проблемы обучения студентов-психологов психологическому консультированию и способы их решения // Научные исследования: [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-obucheniya-studentov-psikhologov-psikhologicheskomu-konsultirovaniyu-isposoby-ikh-resheniya.html (дата обращения: 28.06.2024).
15. Тихонова Т.А. Факторы, влияющие на качество изучения дисциплины «Функциональная анатомия центральной нервной системы» студентами – клиническими психологами // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 2. С. 43–47. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12127 (дата обращения: 03.07.2024).
16. Турчина М.А. Когнитивные функции при депрессивных расстройствах // Скиф. 2018. № 11(27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-funktsii-pri-depressivnyh-rasstroystvah (дата обращения: 07.08.2024).
17. Шутова О.И., Тимофеев А.В., Деларю Н.В. Этические проблемы обучения студентов – клинических психологов // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: Сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника: В 2 т. Т. 2. Курск, 2023. С. 348-350. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50429704_13042886.pdf (дата обращения: 07.08.2024).
18. Яковлева Н.В. К проблеме внедрения интерактивных образовательных технологий в подготовку клинических психологов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. Спецвыпуск, ч. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vnedreniya-interaktivnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vpodgotovku-klinicheskih-psihologov (дата обращения: 15.06.2024).
19. Aldridge V.K., Dovey T.M., Wade A. Assessing test-retest reliability of psychological measures: persistent methodological problems // European Psychologist. 2017. Vol. 22, N 4. Pp. 207–218. URL: https://www.researchgate.net/publication/321361013_Assessing_Test-Retest_Reliability_of_Psychological_Measures_Persistent_Methodological_Problems (дата обращения: 05.06.2024). DOI: 10.1027/1016-9040/a000298.
20. APA task force on psychological assessment and evaluation guidelines; approved by APA council of representatives. Washington, DC: American Psychological Association, 2020. URL: https://www.apa.org/about/policy/guidelinespsychological-assessment-evaluation.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
21. Biopsychosocial model. Physiopedia: [Электронный ресурс]. URL: https://www.physio-pedia.com/Biopsychosocial_Model (дата обращения: 15.06.2024).
22. Hampl S.E., Hassink S.G., Skinner A.C. [et al.]. Clinical practice guideline for the evaluation and treatment of children and adolescents with obesity // Pediatrics. 2023. Vol. 151, N 2. Art. e2022060640.] URL: https://publications.aap.org/pediatrics/article/151/2/e2022060640/190443/Clinical-Practice-Guideline-for-the-Evaluation-and (дата обращения: 20.06.2024). DOI: 10.1542/peds.2022-060640.
23. Jhangiani R., Chiang I.A., Cuttler C., Leighton D.C. Reliability and validity of measurement. research methods in psychology. Montreal: Kwantlen Polytechnic University, 2019. URL: https://opentextbc.ca/researchmethods/chapter/reliability-and-validity-of-measurement/ (дата обращения: 13.06.2024).
24. Shackleton B., Johns C., Haffey S.W. [et al.]. The effectiveness of psychological interventions delivered in routine practice: systematic review and meta-analysis // Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research. 2023. Vol. 50, N 1. Pp. 43–57. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9832112/(дата обращения: 04.06.2024). DOI: 10.1007/s10488-022-01225-y.
Рецензия
Для цитирования:
Сидняев В.А., Федоренко П.А., Кузнецова М.А. Патопсихологические методы в системе профессиональной подготовки клинических психологов. Вестник психотерапии. 2025;(94):102-115. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-102-115
For citation:
Sidnyaev V.A., Fedorenko P.A., Kuznetsova M.A. Pathopsychological Methods in the System of Professional Training of Clinical Psychologists. Bulletin of psychotherapy. 2025;(94):102-115. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-94-102-115
