Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Средства массовой информации как источник психогенного воздействия

https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-95-106-117

Аннотация

Актуальность. Проблема влияния средств массовой информации (далее – СМИ) на поведение человека является междисциплинарной и изучается в рамках таких научных областей, как философия, психология, социология, лингвистика и т. д. В статье представлена клинико-­психологическая точка зрения на проблему психогенного воздействия СМИ. Произведен анализ исследований феномена «психогения»: история проблемы, понятие, дефиниции и классификации. Впервые рассмотрена роль СМИ в формировании искаженного отношения к болезни у пациентов с COVID‑19. Дан обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме психогенного воздействия СМИ на пациентов, перенесших COVID‑19.
Цель исследования – изучить роль психогенного фактора информационной среды, определяющего отношение к болезни в условиях пандемии.
Материал и методы: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников за 1971–2024 гг. по изучению роли психогенного фактора в формировании отношения к болезни. Поиск публикаций проводился по зарубежным научным базам: SpringerLink, JSTORE, ResearchGate, а также по российским библиотекам «КиберЛенинка» и eLibrary.ru.
Результаты исследования. На примере пандемии COVID‑19, беспрецедентной с точки зрения влияния на жизнедеятельность большей части популяции Земли, мы можем фиксировать широкую степень освещенности проблемы со стороны СМИ. С одной стороны, СМИ исполняют профилактическую функцию предупреждения развития и распространения той или иной эпидемии/пандемии. С другой стороны, многократное и ежедневное освещение информации о количестве случаев госпитализации и летальных исходов оказывает психотравмирующее (психогенное) воздействие. В условиях пандемии информация подобного рода способна актуализировать смысл смерти, опасности для жизни и здоровья у широких слоев населения, что отражается на их адаптивных личностных способностях. Все это в конечном итоге формирует искаженное отношение к болезни еще до выявления самого заболевания, а сам факт постановки диагноза будет являться триггером, запускающим предуготованную реакцию на болезнь.
Заключение. Полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке программ психопрофилактической работы с населением в условиях ЧС, связанных с возникновением новых пандемий, а также с лицами, перенесшими любые острые респираторные инфекции во время пандемий; при выборе стратегии взаимодействия с пациентом в ходе лечения, с учетом его индивидуально-­ личностных свой­ ств. Кроме того, они могут быть использованы в последующих научно-­ исследовательских работах.

Об авторе

А. Е. Отсус
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Отсус Александр Евгеньевич – ассистент, каф. клинич. психологии и психол. помощи

Санкт-­Петербург, наб. р. Мойки, д. 48



Список литературы

1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // РМЖ. 1996. № 11. С. 2–3.

2. Алёхин А.Н., Отсус А.Е. Влияние СМИ на формирование отношения к болезни при COVID-19 // Вестник психотерапии. 2023. № 88. С. 14–21.

3. Баринов Д.Н. Особенности отношения молодежной аудитории освещению в СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 78. С. 183–199.

4. Воробьёва М.М., Захарова Д.С., Ефимова А.В. [и др.]. Формирование дискурсивного образа пандемии COVID-19 в институциональных СМИ (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6: Языкознание: Реферативный журнал. 2022. № 3. С. 80–95.

5. Дворецкий Л.И. Путешествие в страну ятрогения (сообщение 2) // Архивъ внутренней медицины. 2017. № 3. С. 165–170.

6. Дейнека О.С., Максименко А.А. Вакцина от инфодемии, или психологическое состояние общества на фоне пандемии, вызванной COVID-19. Кострома: АНО «Центр социальных инициатив», 2024. 400 с.

7. Заславская А.А. Средства массовой информации и их влияние на психику человека – истерия вокруг коронавируса // Сб. ХIII межд. науч. конф. «Исследования молодых ученых» (г. Казань, октябрь, 2020 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 65–68.

8. Кузнецов О.Н. Психогении непривычных условий существования в клинико-психологической интерпретации необособленных нозологических форм пограничной психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 4. С. 31–39.

9. Лебедев Д.В. Влияние масс-медиа на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде // Вестник ПАГС. 2010. № 1(22). С. 135–138.

10. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 112 с.

11. Нагорная А.В. Метафорический фрейминг пандемии COVID-19 // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. С. 28–35.

12. Отсус А.Е. К проблеме психогенной сенсибилизации (в условиях пандемии COVID-19) // Вестник психотерапии. 2024. № 91. С. 6–13.

13. Павленко Е.В. Влияние средств массовой информации на формирование ценностного отношения человека к своему здоровью // Сб. ХIV Международной конференции научно-практической конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 17–18 марта, 2011 г.). Екатеринбург: Уральский государственный университет. С. 77–82.

14. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 1971. 456 с.

15. Седов В.М., Бибиков В.Ю. Исследование дефиниций ятрогении // Ученые записки СПбГМУ им. академика И. П. Павлова. 2009. Т. 16, № 1. С. 8–12.

16. Середина Н.В. Основы медицинской психологии. Р. н/Д.: Феникс, 2003. 512 с.

17. Смулевич А.Б. Ипохондрия и соматоформные расстройства. М.: ИПТК «Логос», 1992. 175 с.

18. Яковлева Э.Б. От семьи до коронавируса: военная метафора в разных видах дискурса // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2021. № 1. С. 141–153.

19. Craig D. Pandemic and its metaphors: Sontag revisited in the COVID-19 era // European Journal of Cultural Studies. 2020. Vol. 23, N 6. Pp. 1025–1032.

20. Perloff R.M. A Three-Decade Retrospective on the Hostile Media Effect // Mass Communication and Society. 2015. Vol.18, N 6. Pp. 701–729.

21. Silverman R.D., Head K.J., Beckman E. From “ A Spoonful of sugar” to operation warp speed: Covid-19 vaccines and their metaphors // Bill of Health. 2020. URL: https://scholarworks.indianapolis.iu.edu/items/ebfe857f-5bef-4ea4-ba0c-d96f9b552db8 (дата обращения: 29.03.2025)

22. Vallone R.P., Ross L., Lepper M.R. The hostile media phenomenon: Biased perception and perceptions of media bias in coverage of the Beirut massacre // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 9, N 3. Pp. 577–585.


Рецензия

Для цитирования:


Отсус А.Е. Средства массовой информации как источник психогенного воздействия. Вестник психотерапии. 2025;(95):106-117. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-95-106-117

For citation:


Otsus A.E. Mass Media as a Source of Psychogenic Influence. Bulletin of psychotherapy. 2025;(95):106-117. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2025-0-95-106-117

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)