Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28
Аннотация
Актуальность. Возрастающее число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обращает внимание исследователей на решение проблем, связанных с оказанием им медико-психологической помощи. Недостаточная осведомленность родителей несовершеннолетних пациентов с РАС о возможностях лечения и формах помощи может нарушать лечебно-реабилитационный процесс. Одним из подходов, направленных на решение данной проблемы, является психологическое образование.
Цель – оценить эффективность психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с РАС.
Методология. В исследовании приняли участие 75 семей, воспитывающих детей в возрасте 3–5 лет с клинически верифицированными диагнозами по МКБ-10 (F84.0x – детский аутизм, F84.1x – атипичный аутизм). С родителями детей реализовывалась психологическая образовательная программа в форме групповых тематических семинаров. До проведения программы и спустя 1,0–1,5 мес. после ее завершения проводилась диагностика родителей по следующим методикам: методика диагностики отношения к болезни ребенка В.Е. Кагана и И.П. Журавлёвой; модифицированный опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина для семей, воспитывающих особого ребенка (И.Н. Галасюк, О.В. Митина); опросник совладающего поведения Р. Лазаруса (в адаптации Л.И. Вассермана и соавт.).
Результаты и их анализ. Для родителей детей с РАС характерно гипонозогнозическое, в ряде случаев анозогнозическое отношение к болезни ребенка, недостаточная осведомленность о проблеме РАС, а также недостаточное знание и владение навыками взаимодействия с ребенком. После прохождения психологической образовательной программы родители в большей степени стали осознавать и принимать болезнь ребенка, уменьшилась тревога, снизилась интернальность, повысилась приверженность маршруту ведения ребенка, разработанному мультидисциплинарной командой специалистов. Родители стали больше осознавать роль разных факторов, способных как вызвать болезнь, так и обострить ее течение. У родителей полюс приписывания причин возникновения болезни сменяется с внутреннего на внешний, при этом повышается значимость собственной роли в лечебном-реабилитационном процессе, проводимом с ребенком.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведения психологической образовательной работы с родителями детей с РАС, реализуемой в комплексном лечебно-реабилитационном процессе.
Об авторах
О. И. БогачеваРоссия
Богачева Оксана Ивановна – аспирант, мл. науч. сотр., отд. детской психиатрии
115522, Москва, Каширское ш., д. 34
М. В. Иванов
Россия
Иванов Михаил Владимирович – канд. психол. наук, вед. науч. сотр., отд. детской психиатрии
115522, Москва, Каширское ш., д. 34
И. А. Марголина
Россия
Марголина Инна Александровна – канд. мед. наук, ст. науч. сотр., отд. детской психиатрии
115522, Москва, Каширское ш., д.34
Н. В. Симашкова
Россия
Симашкова Наталья Владимировна – д-р мед. наук
Е. Е. Балакирева
Россия
Балакирева Елена Евгеньевна – канд. мед. наук, руковод. отд. детской психиатрии
115522, Москва, Каширское ш., д. 34
Список литературы
1. Бебчук М.А. Командная работа с семьей — необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестн. психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.
2. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психич. здоровье. 2021. № 11. С. 72–79. DOI: 10.25557/2074-014X.2021.11.72-79.
3. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. № 4. С. 3–11. DOI: 10.17759/autdd.2019170401.
4. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р. [и др.]. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов / под. ред. Л.И. Вассермана. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2009. 38 с.
5. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка [Электронный ресурс] // Клинич. и спец. психология. 2017. № 6 (2). С. 109–129. DOI: 10.17759/cpse.2017060209.
6. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Рос. психиатрич. журн. 2006. № 2. С. 61–64.
7. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Тяпкова Н.А. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста // Психиатрия. 2015. № 3 (67). С. 22–27.
8. Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: метод. пособие / под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. СПб.: СПбГПМУ, 1991. С. 30–34.
9. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Концепция психического здоровья и психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами // Рос. психиатрич. журн. 2012. № 3. С. 4–12.
10. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000–2018 годах // Рос. психиатрич. журн. 2019. № 4. С. 4–15. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11930.
11. Мукаетова-Ладинска Е.Б., Симашкова Н.В., Мукаетова М.С. [и др.]. Расстройства аутистического спектра у детей и взрослых: подходы к проблеме в разных странах // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018. Т. 118, № 12. С. 92–99. DOI: 10.17116/jnevro201811812192.
12. Разенкова Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 3–8.
13. Свиридов И.Г. Проблема психообразования при оказании психиатрической помощи // Психич. здоровье. 2012. Т. 10, № 4 (71). С. 59–67.
14. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2006. 44 с.
15. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.
16. Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е., Львова Д.П., Алленов А.М. Развитие форм взаимодействия медицинских специалистов с пациентами // Рос. психиатрич. журн. 2018. № 5. С. 10–18. DOI: 10.24411/1560-957X-2018-1%25x.
17. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2010. 132 с.
18. Catalano D., Holloway L., Mpofu E. Mental Health Interventions for Parent Carers of Children with Autistic Spectrum Disorder: Practice Guidelines from a Critical Interpretive Synthesis (CIS) Systematic Review // Int. J. Environ. Res. Public Health.2018. Vol. 15, N 2. P. 341. DOI: 10.3390/ijerph15020341.
19. Papadopoulos D. Mothers’ Experiences and Challenges Raising a Child with Autism Spectrum Disorder: A Qualitative Study // Brain Sciences. 2021. Vol. 11, N 3. P. 309. DOI: 10.3390/brainsci11030309.
Рецензия
Для цитирования:
Богачева О.И., Иванов М.В., Марголина И.А., Симашкова Н.В., Балакирева Е.Е. Оценка эффективности психологической образовательной программы для родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник психотерапии. 2022;1(83):19-28. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28
For citation:
Bogacheva O.I., Ivanov M.V., Margolina I.A., Simashkova N.V., Balakireva E.E. Evaluation of the effectiveness of psychoeducational program for parents raising children with autism spectrum disorders. Bulletin of psychotherapy. 2022;1(83):19-28. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-19-28