Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19
https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-49-61
Аннотация
Актуальность. Проблематика образа врача стала особенно актуальной в последние 3 года в связи с затянувшейся эпидемией новой коронавирусной инфекции. Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о том, что образ врача и доверие к нему определяют характер ожиданий пациента в отношении медицинской помощи и готовность к комплаенсу, а в случае самого врача или студента медицинского вуза служат одним из ориентиров их профессионального становления.
Цель – изучить, как воспринимается образ врача в период пандемии и каким образом содержательные характеристики этого образа соотносятся с уровнем доверия к себе и другим у разных групп населения.
Методология. Проведено сравнительное эмпирическое исследование, в котором приняли участие 206 студентов московских и нижегородских вузов. Группу будущих врачей составили 104 студента медицинских факультетов, группу потенциальных пациентов – 102 студента социально-гуманитарных факультетов. Возраст респондентов – от 17 до 23 лет (M = 19,3, SD = 1,3) года, из них женщин – 79,6 %. Для изучения образа врача применялся метод семантического дифференциала, уровень доверия к другим изучался с помощью методики «Вера в людей» М. Розенберга, посредством рефлексивного опросника Т.П. Скрипкиной замерялся уровень доверия к себе в разных сферах.
Результаты и их анализ. Установлено, что образ врача у учащейся молодежи в период пандемии носит выраженный позитивный характер. Определены значимые различия в образе врача у студентов разных факультетов. Установлено, что студенты медицинских вузов имеют более позитивно окрашенный образ врача. Различия в уровне доверия к другим и себе у студентов – будущих медицинских работников и студентов-гуманитариев не обнаружены. Установлены специфические взаимосвязи между образом врача и доверием к другим и себе: прямые корреляции у студентов медицинских и обратные у студентов социально-гуманитарных факультетов. В целом, именно у студентов – будущих медицинских работников с повышением уровня доверия как к окружающим, так и к самим себе возрастает и выраженность положительных оценок, приписываемых врачу.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке модели позитивного имиджа современного медицинского работника и программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития профессионального самосознания студентов медицинских факультетов.
Ключевые слова
Об авторах
М. Е. СачковаРоссия
Сачкова Марианна Евгеньевна – д-р психол. наук проф., проф. кафедры общ. психологии, Ин-т общественных наук
119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82
Л. Э. Семенова
Россия
Семенова Лидия Эдуардовна – д-р психол. наук доц., проф. каф. общ. и соц. психологии
603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Список литературы
1. Авдонина Н.С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманит. исслед. 2017. № 3 (16). С. 127–131.
2. Алборова З.О. Профессионально важные качества (ПВК) в структуре субъектных свойств врача // Современ. исслед. соц. пробл. (электрон. науч. журн.). 2012. № 7 (15). С. 19. URL: https://findpatent.ru/magazine/079/795648.html
3. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психол. наука и образование. 2000. № 4. С. 50–59.
4. Камалиева И.Р., Невелева В.С. Доверие как основание отношения «врач – пациент» в современной медицине: философско-антропологическая интерпретация // Вестн. Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 504–514. DOI: 10.17072/2078–7898/2019–4–504–514.
5. Камынина Н.Н., Короткова К.О., Скулкина Ю.Н. Обзор исследований доверия к системе здравоохранения // Здоровье мегаполиса. 2020. Т. 1, № 1. С. 87–95. DOI: 10.47619/2713–2617.zm.2020.v1i1;87–95.
6. Караваева Л.П., Тарасова Л.В. Доверие к себе как основа позитивного функционирования личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7 (75). С. 83–87. DOI: 10.24158/spp.2020.7.13.
7. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 576 с.
8. Курылева Н.В. Представления врачей о качествах, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пациентом // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Психол. науки. Акмеология образования. 2011. Т. 17, № 1. С. 97–101.
9. Марков Б.В., Хубулава Г.Г. Трансформация образов врача и больного в истории культуры // Медицинская антропология и биоэтика. 2012. № 2 (4). С. 2. URL: http://www.medanthro.ru/?page_id=1107.
10. Нор-Аревян О.А. Институциональные условия поддержки медицинских династий в современном российском обществе // Власть. 2020. № 4. С. 123–130. DOI: 10.31171/vlast.v28i4.7446.
11. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 3. С. 4–29.
12. Руслякова Е.Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах // Социосфера. 2013. № 3. С. 103–109.
13. Селедцов А.М., Акименко Г.В., Кирина Ю.Ю. Важные аспекты психологии неопределенности в условиях COVID-19 // International journal of Professional Science. 2020. № 8. С. 12–19.
14. Семенова Л.Э. Образ врача в представлениях студентов медицинского вуза (на примере ПИМУ) // Ментальное здоровье – интеграция подходов: материалы всерос. науч.-практ. конф.. Н. Новгород: Изд-во Приволжского исслед. мед. ун-та, 2021. С. 194–200.
15. Семина Т.В. Социальные изменения личности врача в эпоху глобализации, интеграции и унификации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 52–55. DOI: 10.24158/spp.2017.10.9.
16. Сиваченко О.Ю. Субеева Ю.А. Представления о роли врача у студентов медицинского университета // Медицина и образование в Cибири. 2015. № 4. С. 19–28.
17. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.
18. Скрипкина Т.П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии // Развитие личности. 2011. № 3. С. 111–131.
19. Фитьмова А.А. Исследование мотивационной структуры личности будущих врачей // Изв. Волгоградского гос. технич. ун-та: межвуз. сб. науч. ст. 2010. Т. 9, Вып. 69. С. 62–67.
20. Холмогорова А.Б., Рахманина А.А., Суроегина А.Ю. [и др.]. Психическое здоровье и профессиональное выгорание врачей-ординаторов во время пандемии COVID-19: ситуационные и психологические факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 9–47. DOI: 10.17759/cpp.2021290202.
21. Чижкова М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза // Современ. пробл. науки и образования. 2015. № 2 (1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21057.
22. Chandra S., Mohammadnezhad M., Ward P. Trust and communication in a doctor-patient relationship: a literature review // J. of Health Care Communications. 2018. Vol. 3, N 3. P. 36. DOI: 10.4172/2472–1654.100146.
23. Coulter A. Patients’ views of the good doctor // BMJ. 2002. N 325. P. 668–669. DOI: 10.1136/bmj.325.7366.668.
24. Mechanic D., Meyer S. Concepts of trust among patients with serious illness // Soc. Sci. Med. 2000. Vol. 51, N 5. Р. 657–668. DOI: 10.1016/s0277–9536(00)00014–9.
25. Rutberg P.C., King B., Gaufberg E. [et al.]. Medical students’ narrative representations of “the good doctor” change over time? Comparing humanism essays from a national contest in 1999 and 2013 // Academic Medicine. 2017. Vol. 92, N 4. Р. 537–543. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001531.
26. Wei D., Xu A., Wu X. The mediating effect of trust on the relationship between doctor–patient communication and patients’ risk perception during treatment // PsyCh Journal. 2020. Vol. 9, N 3. Р. 383–391. DOI: 10.1002/pchj.327.
Рецензия
Для цитирования:
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19. Вестник психотерапии. 2022;1(83):49-61. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-49-61
For citation:
Sachkova M.E., Semenova L.E. The image of a doctor and the students’ trust in themselves and others in the period of COVID-19 pandemic. Bulletin of psychotherapy. 2022;1(83):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-83-49-61