Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Особенности эмпатии подростков с разным уровнем выраженности признаков проблемного использования социальных сетей

https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-84-56-63

Аннотация

Введение. Изучение проявлений эмпатии у подростков, использующих социальные сети, позволяет выявить специфические компоненты социальных компетенций в межличностном общении. Такие компоненты эмпатии, как сочувствие, эмоциональная чувствительность, уважение чувств других людей, могут быть связаны с выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей.

Цель – изучение особенностей эмпатии подростков с разным уровнем выраженности признаков проблемного использования социальных сетей.

Методология. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 15 лет (48,9 % юношей и 51,1 % девушек). Применялись психодиагностические методики: Опросник проблемного использования социальных сетей (Problematic Facebook Use Scale – PFUS); Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale – EETS). Использовались методы математической статистики: кластерный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты были проверены на нормальность распределения признаков. В статье представлены средние арифметические показатели и их среднеквадратические отклонения (M ± SD).

Результаты и их анализ. По результатам проведенного исследования у подростков с выраженными признаками проблемного использования социальных сетей отмечались более развитые навыки проявления сочувствия, которые имели тенденцию к снижению при наличии навязчивых мыслей об использовании социальных сетей и негативных последствий при их чрезмерном использовании. Наблюдалась более высокая оценка своих способностей к эмпатии при использовании социальных сетей для регуляции эмоционального состояния. Также отмечалось снижение эмоциональной чувствительности при неблагоприятных последствиях вследствие приоритетного использования социальных сетей. У подростков с меньшей выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей отмечались более высокая эмоциональная чувствительность, снижение способности перенимать психоэмоциональное состояние другого человека при использовании социальных сетей как средства для эмоциональной регуляции. Была выявлена ограниченная способность к проявлению эмоционального отклика при наличии навязчивых мыслей об использовании социальных сетей, а также для данной группы была характерна более высокая оценка собственных навыков понимания и уважения чувств других людей при трудностях контроля продолжительности использования социальных сетей.

Заключение. Полученные результаты изучения особенностей эмпатии среди подростков с разной выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей могут быть использованы при разработке программ профилактики на универсальном, селективном и индикативном уровнях. Указанные программы, помимо предотвращения формирования проблемного использования социальных сетей как одного из видов аддиктивного поведения, могут включать мероприятия по развитию навыков социальной коммуникации и эмпатии.

Об авторе

А. М. Лановая
Национальный научный центр наркологии – филиал Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского
Россия

Лановая Алеся Михайловна – науч. сотр. отд-ния организации профилактической помощи в наркологии

119002, Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3



Список литературы

1. Гудименко О.В., Шилова И.М. Социальная психология: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. 182 c.

2. Долгова В.И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. C. 86–90.

3. Исследовательская компания Mediascope. URL: https://mediascope.net/ (дата обращения: 24.10.2022).

4. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 c.

5. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. C. 20–33. DOI: 10.17759/pse.2021260402.

6. Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 3. C. 33–55. DOI: 10.17759/cpp.2018260303.

7. Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. Т. 4, № 1. С. 68–77.

8. Arrivillaga C., Rey L., Extremera N. A mediated path from emotional intelligence to problematic social media use in adolescents: The serial mediation of perceived stress and depressive symptoms // Addictive Behaviors. 2022. Vol. 124. P. 107095. DOI: 10.1016/j.addbeh.2021.107095.

9. Dalvi-Esfahani M., Niknafs A., Alaedini Z., Barati H. Social Media Addiction and Empathy: Moderating impact of personality traits among high school students // Telematics and Informatics. 2020. Vol. 57, № 6. P. 101516. DOI: 10.1016/j.tele.2020.101516.

10. Griffiths M. Internet addiction: Does it really exist? San Diego: Academic Press, 1998. 149 p.

11. Kuss D., Griffiths M. Social Networking Sites and Addiction: Ten Lessons Learned // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14, № 3. P. 311. DOI: 10.3390/ijerph14030311.

12. Luo Y., Jiang Y. The Influence of Problematic Mobile Social Media Use on Adolescent Empathy and the Moderating Effect of Peer Attachment // American Journal of Applied Psychology. 2021. Vol. 16, № 6. P. 178. DOI: 10.11648/j.ajap.20211006.17.

13. Marino C., Vieno A., Altoè G., Spada M. [et al.]. Factorial validity of the Problematic Facebook Use Scale for adolescents and young adults // Journal of Behavioral Addictions. 2016. Vol. 6, № 1. P. 5–10. DOI: 10.1556/2006.6.2017.004.

14. Marino C., Gini G., Angelini F. [et al.]. Social norms and e-motions in problematic social media use among adolescents // Addictive Behaviors Reports. 2020. Vol. 11. P. 100250. DOI: 10.1016/j.abrep.2020.100250.

15. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy // Journal of Personality. 1972. Vol. 40, № 4. P. 525–543.


Рецензия

Для цитирования:


Лановая А.М. Особенности эмпатии подростков с разным уровнем выраженности признаков проблемного использования социальных сетей. Вестник психотерапии. 2022;1(84):56-63. https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-84-56-63

For citation:


Lanovaya A.M. Features of empathy among adolescents with different level of problematic social networks use. Bulletin of psychotherapy. 2022;1(84):56-63. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2782-652X-2022-0-84-56-63

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)