ПСИХОТЕРАПИЯ
Актуальность. Несмотря на то, что в настоящее время количество заболевших и умерших от коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, снижается во всем мире, влияние негативных последствий эпидемии на психику миллионов людей сложно переоценить. Пережитый стресс и возможные новые «волны» заболеваемости поддерживают актуальность оказания профессиональной помощи лицам, имеющим вызванные пандемией психологические проблемы.
Цель – анализ современных стратегий краткосрочной психотерапии при стрессовых состояниях, вызванных пандемией COVID-19.
Методология. Выполнен теоретический анализ основ трех ведущих направлений краткосрочной психотерапии и их применения в работе с патологическим страхом заболеть коронавирусом и при ковид-ипохондрии.
Результаты и их анализ. В статье представлены три модели оказания краткосрочной психологической помощи в ситуации пандемии COVID-19: краткосрочная стратегическая терапия, ориентированная на решение краткосрочная терапия и метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ). Рассматриваются вмешательства на их основе при патологическом страхе заболеть COVID-19 и ковид-ипохондрии.
Заключение. В случае терапии страха перед заражением коронавирусом оптимальным является стандартный протокол метода ДПДГ, подразумевающий работу с негативным материалом из прошлого, настоящего и будущего. В случае терапии ковид-ипохондрии хорошие результаты демонстрирует протокол стратегической терапии, основанный на технике «Самообследование» в сочетании со значительной изоляцией от связанного с темой коронавируса информационного поля. Кроме того, в обоих случаях полезным будет актуализация психологических ресурсов для совладания со стрессом.
Актуальность. По сей день в России отсутствуют валидные и надежные инструменты для оценки уровня гипнабельности. Те методики, которые применяются для этих целей отечественными специалистами, не стандартизированы и не признаются мировым научным сообществом в качестве психодиагностических инструментов. Между тем англоязычная наука изобилует высокоточными и надежными методиками для оценки уровня гипнабельности.
Цель – проведение адаптации на русский язык одного из наиболее востребованных в мировой психотерапевтической практике психодиагностического инструмента для оценки уровня гипнабельности – Шкалы гипнабельности Элкинза (EHS).
Методология. В рамках текущего исследования были осуществлены перевод оригинальной англоязычной версии EHS на русский язык и ее адаптация. В нем приняли участие 105 носителей русского языка (44 мужчины и 61 женщина), средний возраст 30,2 года. Каждый из них прошел индивидуальный гипнотический сеанс согласно протоколу EHS. Для проведения статистического анализа данных использовались непараметрические тесты: Альфа Кронбаха – для измерения надежности шкалы, U-тест Манна – Уитни для выявления различий между группами гипнабельности, коэффициент ранговой корреляции Спирмена – для расчета интеркорреляции шкал.
Результаты исследования. Данные лингвистической экспертизы свидетельствуют о высоком качестве перевода методики с точки зрения передачи смысла и стиля, а также соответствия текста перевода оригиналу. EHS включает в себя минимальное количество гипнотических внушений, которое необходимо для осуществления высокодифференцированной оценки, и требует всего от 20 до 30 мин для проведения диагностики и обработки данных. Математический анализ подтверждает, что русская версия EHS демонстрирует высокую различительную способность, хорошую внутреннюю согласованность и интеркорреляцию шкал, а также не содержит лишних элементов.
Заключение. Адаптированная версия EHS полностью пригодна для оценки уровня гипнабельности людей, являющихся носителями русского языка.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Актуальность определяется недостаточной изученностью пациенток косметологической клиники в психологическом плане, хотя роль психологических факторов в возникновении проблем кожи лица, течении и лечении подобных заболеваний доказывается клиническим опытом и рядом зарубежных исследований. Среди психологических факторов потенциально наибольшее значение имеют эмоциональное состояние пациенток и личностные ресурсы совладения со стрессом.
Цель – анализ показателей невротизации, воспринимаемого стресса и психологического благополучия в группах женщин с различной степенью выраженности дефектов кожи лица, а также динамики этих показателей в процессе косметологического лечения.
Методология. С помощью стандартизованного интервью и комплекса психодиагностических методов («Уровень невротизации, УН», «Шкала воспринимаемого стресса, ШВС-10», «Индекс хорошего самочувствия, WHO-5») обследованы 188 пациенток косметологической клиники со средним возрастом (39,9 ± 0,8) года, разделенных на основе экспертной оценки врача дермато-косметолога на группы со слабой, средней и значительной выраженностью дефектов кожи лица. Использованы методы математико-статистического анализа данных: χ2 Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), одновыборочный Т-критерий.
Результаты и их анализ. Результаты исследования не подтвердили предположение о связи уровня невротизации, переживаемого стресса и психологического благополучия с выраженностью косметологической проблемы, хотя сформированные группы статистически значимо различаются между собой по характеру клинической симптоматики и ее длительности. Измеренный показатель методики УН во всех группах пациенток как до начала лечения, так и по его окончании указывал на вероятность наличия невротизации, равную 0,13, а вероятность ее отсутствия – 0,87. Одновременно в каждой группе пациентов и в группе в целом был выявлен общий уровень воспринимаемого стресса и показателя «Перенапряжение» по ШВС-10, существенно превышающий нормативные значения (р = 0,001), а также уровень противодействия стрессу, значительно меньший (р = 0,001), чем нормативный тестовый показатель. Совокупность этих данных указывает на эмоциональную устойчивость личности и хорошие ресурсы копинга обследованных женщин, несмотря на выраженное переживание стрессовой или психотравмирующей ситуации у 9 обследованных женщин. Во всех группах отмечена статистически значимая положительная динамика психодиагностических показателей по окончании курса лечебной коррекции.
Заключение. Психологическое обследование пациенток клиники эстетической медицины выявило невысокий уровень невротизации в группах женщин со слабой, средней и значительной выраженностью косметологических проблем кожи лица, а также отсутствие различий между группами по этому показателю. Одновременно выявлены повышение показателей субъективного переживания стресса, связанного с неудовлетворенностью своей внешностью, и их динамика (снижение) в процессе лечения. Полученные данные позволяют определить основные направления и ресурсы психологической помощи пациенткам косметологической клиники. Ограничения исследования, одновременно представляющие его перспективы, связаны с получением по всем психологическим тестам (не только по данным ШВС) результатов сравнительного анализа показателей пациенток косметологической клиники с нормативными данными, а также с расширением спектра изучаемых психологических характеристик.
Актуальность. Современные условия функционирования общества, изменение образовательных и профессиональных стандартов актуализируют понятие адаптации. Сегодня для эффективного функционирования в социуме и сохранения привычного качества жизни необходимо значительное напряжение адаптационного потенциала человека. Проблема нарушения адаптации является предметом обсуждения во многих исследованиях, однако актуальным остается поиск маркеров психического неблагополучия личности, возникающих при нарушении психической адаптации, а также способов нивелирования этих нарушений.
Цель. В результате обобщения знаний о феномене адаптации показать психическую основу адаптационной функциональной системы, выделить особенности психики индивида, способные выступить факторами риска нарушения адаптационного процесса.
Методология. Проведен теоретический анализ феномена «адаптация». Путем сопоставления данных исследований в физиологическом, медицинском и психологическом подходах, сделаны попытки определить донозологические маркеры нарушений психической адаптации. Особый интерес представляет психическая природа процесса адаптации и его нарушений.
Результаты и их анализ. В статье дается теоретический обзор феномена адаптации. Рассматриваются трудности его определения и противоречия (проблемы), возникающие при работе с таким общим для целого ряда наук (психологии, биологии, физиологии и т.д.) концептом. Автор анализирует генезис и динамику данного процесса, критерии адаптированности, а также формы компенсаторного поведения при нарушениях адаптации.
Заключение. Междисциплинарный интерес к проблеме объясняется сложной полисистемной структурой явления адаптации, механизмы которого до сих пор не изучены полностью. Многогранность проявления, затрагивающего одновременно биологический, физиологический, психический и социальный аспекты, недостаточность методологической разработанности вносят разночтения и путаницу в исследование данного феномена. Результаты анализа позволят выделить факторы риска и маркеры донозологических нарушений психической адаптации, что может учитываться в процессе организации психопрофилактических мероприятий.
Введение. Изучение проявлений эмпатии у подростков, использующих социальные сети, позволяет выявить специфические компоненты социальных компетенций в межличностном общении. Такие компоненты эмпатии, как сочувствие, эмоциональная чувствительность, уважение чувств других людей, могут быть связаны с выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей.
Цель – изучение особенностей эмпатии подростков с разным уровнем выраженности признаков проблемного использования социальных сетей.
Методология. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 15 лет (48,9 % юношей и 51,1 % девушек). Применялись психодиагностические методики: Опросник проблемного использования социальных сетей (Problematic Facebook Use Scale – PFUS); Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale – EETS). Использовались методы математической статистики: кластерный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты были проверены на нормальность распределения признаков. В статье представлены средние арифметические показатели и их среднеквадратические отклонения (M ± SD).
Результаты и их анализ. По результатам проведенного исследования у подростков с выраженными признаками проблемного использования социальных сетей отмечались более развитые навыки проявления сочувствия, которые имели тенденцию к снижению при наличии навязчивых мыслей об использовании социальных сетей и негативных последствий при их чрезмерном использовании. Наблюдалась более высокая оценка своих способностей к эмпатии при использовании социальных сетей для регуляции эмоционального состояния. Также отмечалось снижение эмоциональной чувствительности при неблагоприятных последствиях вследствие приоритетного использования социальных сетей. У подростков с меньшей выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей отмечались более высокая эмоциональная чувствительность, снижение способности перенимать психоэмоциональное состояние другого человека при использовании социальных сетей как средства для эмоциональной регуляции. Была выявлена ограниченная способность к проявлению эмоционального отклика при наличии навязчивых мыслей об использовании социальных сетей, а также для данной группы была характерна более высокая оценка собственных навыков понимания и уважения чувств других людей при трудностях контроля продолжительности использования социальных сетей.
Заключение. Полученные результаты изучения особенностей эмпатии среди подростков с разной выраженностью признаков проблемного использования социальных сетей могут быть использованы при разработке программ профилактики на универсальном, селективном и индикативном уровнях. Указанные программы, помимо предотвращения формирования проблемного использования социальных сетей как одного из видов аддиктивного поведения, могут включать мероприятия по развитию навыков социальной коммуникации и эмпатии.
Актуальность. Исследование является актуальным в связи с тем, что у пациентов увеличивается количество клинических признаков заболевания, сохраняющихся в течение 60 суток и более после перенесенной острой инфекции COVID-19.
Цель – оценить клинико-лабораторные особенности лиц, переносящих длительно текущие последствия инфекции COVID-19, с целью улучшения их медико-психологического сопровождения и поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия общества.
Методология. При проведении исследования в соответствии с его целью использовались подобранные по методологии поиска научные статьи, опубликованные в период с 2010 г. по 2022 г. в электронных базах данных Google Scholar, PubMed, Cochrane review, e-Library. В поисковый запрос были включены следующие ключевые слова и их комбинации: pandemic, SARS-CoV, MERS-CoV, SARS-CoV-2, COVID-19, long COVID, post COVID, long haul, chronic COVID, post-acute sequelae of SARS-CoV-2, post-acute COVID syndrome, persisting COVID, COVID complications, SARS-CoV-2 complications, lingering COVID, пандемия, подострый синдром инфекции COVID-19, длительное течение COVID-19.
Результаты и их анализ. Рассмотрены особенности психоневрологических нарушений у пациентов с резидуальными нарушениями после перенесенной инфекции COVID-19, с точки зрения улучшения их медико-психологического сопровождения и поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия общества, и их возможные патофизиологические механизмы. Клинические проявления и предполагаемые патофизиологические механизмы, способствующие поражению нервной системы при COVID-19, рассмотрены в свете параллелей с патофизиологией острого COVID-19. Проанализированы взаимосвязи расы / этнической принадлежности и COVID-19, а также факты, влияющие на умонастроение, а значит, и на психическое благополучие общества во время текущей пандемии инфекции COVID-19.
Заключение. С учетом масштабов пандемии считается, что даже небольшая доля лиц с длительным течением COVID будет создавать серьезное бремя непрекращающихся заболеваний. Поэтому на сегодняшний день полагают, что подход к лечению больных постковидным синдромом должен быть индивидуальным в соответствии с диагностированными клиническими признаками и синдромами на основании действующих нормативных документов. Однако текущее представление о долгосрочных факторах риска COVID и их частоты по-прежнему не удовлетворяет потребности общества, что препятствует пониманию ситуации, а также влиянию на нее посредством исполнения требуемых медико-психологических интервенций на основе имеющихся фактических показателей.
ПСИХИАТРИЯ
Актуальность. Психическое здоровье – важный показатель профессиональной надежности военнослужащих. При этом экстремальные условия профессиональной деятельности, зачастую, способствуют снижению у них качества психического здоровья и развитию психических расстройств.
Цель – анализ показателей психического здоровья офицеров и прапорщиков (далее – офицеры) Вооруженных сил (ВС) России и Республики Беларусь за период с 2003 по 2020 г.
Методология. Проведен анализ медицинских отчетов о состоянии психического здоровья личного состава и деятельности медицинской службы по форме 3/МЕД воинских частей, в которых проходили службу не менее 80 % офицеров. Психические расстройства были соотнесены с группами (блоками) V класса «Психические расстройства и расстройства поведения» по Международной классификации болезней и расстройств поведения, 10-го пересмотра (МКБ-10). Психическая заболеваемость рассчитывалась на 10 тыс. военнослужащих.
Результаты и анализ. Среднегодовой уровень общей заболеваемости офицеров (прапорщиков) психическими расстройствами ВС России составил (73,31 ± 7,69) на 10 тыс., ВС Республики Беларусь – (58,95 ± 5,44), первичной заболеваемости – (26,41 ± 1,16) и (24,66 ± 2,36) соответственно, госпитализации – (21,83 ± 1,33) и (13,89 ± 1,50) (p < 0,01), дней трудопотерь – (450,6 ± 29,1) и (312,2 ± 48,0) (p < 0,05), увольняемости – (4,77 ± 0,59) и (2,33 ± 0,38) (p < 0,01). При этом полиномиальные тренды обобщенных видов заболеваемости демонстрировали уменьшение. Отмечалась выраженная согласованность трендов общей и первичной заболеваемости, госпитализации, дней трудопотерь и увольняемости офицеров (прапорщиков) с психическими расстройствами ВС России и ВС Республики Беларусь, что указывает на однонаправленное влияние факторов, в том числе, военно-профессиональных, определяющих ее динамику. В структуре военно-эпидемиологической значимости психических расстройств для офицеров (прапорщиков) ВС России ведущими были показатели невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств (5-я группа, F40–F48 по МКБ-10), психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (2-я группа, F10–F19), и органических, включая симптоматические, психических расстройств (1-я группа, F00–F09), доля которых в сумме составила 81,4 %. Для офицеров (прапорщиков) ВС Республики Беларусь ведущими были показатели 5-й группы, неуточненных психических расстройств (11-я группа, F99) и расстройств личности и поведения в зрелом возрасте (7-я группа, F60–F69), суммарная доля которых составила 80,1 %.
Заключение. Оптимизация психопрофилактических мероприятий, ориентированных на раннее выявление, своевременное лечение наиболее актуальных психических расстройств у офицеров (прапорщиков) ВС России и Республики Беларусь будет способствовать сохранению психического здоровья и повышению их профессионального долголетия.
Актуальность. С 01.01.2023 г. в мире вводится 11-й пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ).
Цель – провести сравнительный анализ изменений, внесенных в 11-й пересмотр МКБ-11, которые связаны с понятием «невротические расстройства».
Методология. Использован дескриптивный методологический анализ двух редакций МКБ – 10-го и 11-го пересмотра.
Результаты и их обсуждение. Понятие «невротическое расстройство» уходит из МКБ-11, и на первый план выходит монотематический подход в диагностике заболеваний, который объединяет расстройства в однородные группы по своей сути. Невротические расстройства в их более традиционном понимании не исчезли, а новая версия МКБ отражает новые научные достижения, необходимые для специфических целей системы здравоохранения.
Заключение. Результаты проведенного анализа демонстрируют каким образом сейчас, в новой версии МКБ-11, организована классификация невротических расстройств. Статья ориентирована прежде всего на врачей и клинических психологов.
ISSN 2782-652X (Online)