Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск

Совладающее поведение и профессиональное выгорание у лиц молодого возраста, перенесших COVID-19 − инфекцию

Аннотация

Представлены результаты изучения особенностей совладающего поведения и профессионального выгорания у лиц молодого возраста, перенесших COVID-19 − инфекцию. Обследовано 183 реконвалесцента, перенесших 6–8 месяцев назад COVID-19 − инфекцию. Клиническими формами COVID-19 у пациентов в исследовании были: инаппарантная форма (79 человек – 43,17 %), острая респираторная вирусная инфекция (67 человек – 36,61 %), пневмония без дыхательной недостаточности (37 человек – 20,22 %). Диагностика всех клинических случаев COVID-19, обследование, лечение и выписка больных из стационара проводились в соответствии с нормативными документами. Исследование показало высокую конструктивность стратегий преодолевающего поведения при различных клинических формах протекания COVID-19 − инфекции у мужчин и женщин. Установлено, что основными моделями преодоления в обеих группах являются вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, ассертивные действия, представленные в различной иерархической последовательности при разных клинических формах COVID-19 − инфекции. В ходе изучения показателей профессионального выгорания у мужчин и женщин, перенесших COVID-19 − инфекцию, обратил на себя внимание высокий уровень деперсонализации при всех клинических формах заболевания. Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке алгоритмов психологической поддержки и реабилитации, сохранения здоровья реконвалесцентов, при планировании и осуществлении медико-психологического сопровождения.

Об авторах

И. М. Улюкин
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Россия

Улюкин Игорь Михайлович – канд. мед. наук, науч. сотр.

194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6



А. А. Сечин
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Россия

Сечин Алексей Александрович – нач. научно-исслед. лаб.

194044, Санкт-Петербург ул. Акад. Лебедева, д. 6



В. В. Рассохин
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; Институт экспериментальной медицины; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера
Россия

Рассохин Вадим Владимирович – д-р мед. наук, проф. каф. социальнозначимых инфекций; зав. лаб. хронич. вирусных инфекций отдела экологической физиологии; вед. науч. сотр.

197376, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8



С. Г. Григорьев
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Россия

Григорьев Степан Григорьевич - д-р мед. наук, проф., ст. науч. сотр.

194044, Санкт-Петербург ул. Акад. Лебедева, д. 6



Е. С. Орлова
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Россия

Орлова Елена Станиславовна – канд. мед. наук, ст. науч. сотр.

194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6



Список литературы

1. Абабков В.А., Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 1998. – № 2. – С. 4–8.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – С. 311–321.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник СПбГУ. – 2013. – Сер. 12. Вып. 4. – С. 17–27.

5. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 13 (14.10.2021). – М.: МЗ РФ, 2021. – 336 с.

6. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. – М.: Смысл, 2012. – 464 с.

7. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практ. психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.

8. Лебедев А.Н. Психологическое состояние российского общества в свете макропсихологического подхода // Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». – 2018. – № 2 (34). – С. 243–25. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-243-251.

9. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психол. наука и образование. – 2011. – Т. 16, № 3. – С. 80–94.

10. Лобзин Ю.В. Медицинская реабилитация: перспективы системного развития и практической реализации // Мед. акад. журн., 2013. – Т. 13, № 1. – С. 39−51.

11. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социальнопсихологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 47–83. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002.

12. Совет Европы: конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. 2-е изд., доп. – СПб: Гражданский контроль, 2002. – 36 с.

13. Улюкин И.М., Пережогин С.А., Ковалишин И.М. Дифференциальные типы рефлексивности у лиц молодого возраста на фоне эпидемии COVID-19 // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2021. – Т. 23, № 2. – C. 113-118. DOI: 10.17816/brmma57170.

14. Улюкин И.М., Сечин А.А., Рассохин В.В. [и др.] Психологическое благополучие у людей молодого возраста, перенесших инфекцию COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. Вып. 3. – С. 222–237. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.302.

15. Флетчер, Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. – М.: Медиа Сфера, 1998. – 352 с.

16. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г., Резванцев М.В. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. – СПб.: ВМА, 2011. – 318 с.

17. Юревич А.В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 5. – С. 84–96. DOI: 10.31857/S020595920006077-0.

18. Al-Smadi A.M., Tawalbeh L.I., Gammoh O.S. [et al.]. Predictors of Coping Strategies Employed by Iraqi Refugees in Jordan // Clin. Nurs. Res. 2017. Vol. 26 (5). P. 592–607. DOI: 10.1177/1054773816664915.

19. Alzoubi F.A., Al-Smadi A.M., Gougazeh Y.M. Coping Strategies Used by Syrian Refugees in Jordan // Clin. Nurs. Res. 2019. Vol. 28 (4). P. 396–421. DOI: 10.1177/1054773817749724.

20. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. [et al.] The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020. No. 395(10227). P. 912–920. DOI: 10.1016/S0140-16736(20)30460-8.

21. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. New York; London: The Guilford Press, 2006. 462 p.

22. Carver C.S. You want to measure coping but your protocol’s too long: Consider the brief COPE // Internat. J. of Behavioral Medicine, 1997. Vol. 4 (1). P. 92– 100. DOI: 10.1207/s15327558ijbm0401_6.

23. Clipa O. Teacher Stress and Coping Strategies // 15th edition of the International Conference on Sciences of Education, Studies and Current Trends in Science of Education, ICSED 2017, 09–10.06.2017, Suceava, Romania: LUMEN Proceedings. Р. 120−128.

24. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988. 33 p.

25. Gonçalves T., Lemos M.S., Canário C. Adaptation and validation of a Measure of students adaptive and maladaptive ways of coping with academic problems // J. of Psychoeducational Assessment. 2019. Vol. 37 (6). P. 782–796. DOI: 10.1177/0734282918799389.

26. Hobfoll S.E., Lerman M. Personal relationships, personal attributes, and stress resistance: mothers reactions to their child's illness // Am. J. Community Psychol. 1988. Vol. 16 (4). P. 565-89. DOI: 10.1007/BF00922772.

27. Lo C.-F. Stress and Coping Strategies among University Freshmen in Hong Kong: Validation of the Coping Strategy Indicator // Psychology. 2017/ Vol. 8(8). P. 1254–1266. DOI: 10.4236/psych.2017.88081.

28. Maslach C., Jackson S. The Measurement of Experienced Burnout // J. of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2 (2). P. 99–113.

29. Modecki K.L., Zimmer-Gembeck M.J., Guerra N. Emotion Regulation, Coping, and Decision Making: Three Linked Skills for Preventing Externalizing Problems in Adolescence // Child Dev. 2017. Vol. 88 (2). P. 417–426. DOI: 10.1111/cdev.12734.

30. Nabavi N. Long covid: How to define it and how to manage it // BMJ. 2020. № 370. m3489. DOI: 10.1136/bmj.m3489.

31. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. The Development of Coping: Stress, Neurophysiology, Social Relationships, and Resilience During Childhood and Adolescence. Springer Inter-national Publishing, 2016. 336 p.

32. Snowden F.M. Epidemics and Society: From the Black Death to the Present. New Haven & London: Yale University Press, 2019. 600 p.

33. Togas C., Mavrogiorgi F., Alexias G. Examining the relationship between coping strate-gies, perceived social support and mental health in psychosocial and environmental problems // Dialogues in Clin. Neuroscience & Mental Health. 2018. Vol. 1 (3). P. 89–102. DOI: 10.26386/obrela.v1i3.96.

34. Zimmer Gembeck M.J., Webb H.J., Pepping C.A. [et al.] Review: Is Parent–Child Attachment a Correlate of Children’s Emotion Regulation and Coping? // International Journal of Behavioral Development. 2017. Vol. 41 (1). P. 74–93. DOI: 10.1177/0165025415618276.


Рецензия

Для цитирования:


Улюкин И.М., Сечин А.А., Рассохин В.В., Григорьев С.Г., Орлова Е.С. Совладающее поведение и профессиональное выгорание у лиц молодого возраста, перенесших COVID-19 − инфекцию. Вестник психотерапии. 2021;1(80):106-127.

For citation:


Ulyukin I.M., Sechin A.A., Rassokhin V.V., Grigoriev S.G., Orlova E.S. Coping behavior and professional burn-out in young persons came through COVID-19 infection. Bulletin of psychotherapy. 2021;1(80):106-127. (In Russ.)

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)