Психофизиологические особенности дистанционного обучения
Аннотация
В настоящее время пандемия, вызванная коронавирусом, с целью соблюдения противоэпидемических мероприятий требует применения дистанционных образовательных технологий. Для оценки подвижности нервных процессов и успешности обучения в зависимости от формы образовательного процесса провели сравнительную характеристику нейродинамических свойств центральной нервной системы и успеваемости 132 юношей и девушек, обучающихся в Военно-медицинской академии. Обследования с помощью определения показателей нейродинамических свойств центральной нервной системы и экспертной оценки успеваемости и дисциплины проводились 2 раза: перед занятиями и после занятий в группах дистанционного и очного обучения в период с сентября по декабрь 2020 г. Полученные результаты свидетельствуют, что у занимавшихся дистанционно подвижность нервной системы перед занятием была выше, чем в группе занимавшихся по очной форме, к концу занятий показатели нейродинамических свойств нервной системы снижались относительно начала занятий одинаково в обеих группах и различий не выявлялось. В то же время, концентрация внимания, по интерпретации результатов таблиц Шульте, оставалась достоверно выше в группах очного обучения. По интерпретации экспертной оценки обучающиеся по очной форме в меньшей степени отличались дисциплинарными нарушениями Тестовые задания лучше выполняли студенты и курсанты дистанционного обучения, а ситуационные задачи – очного.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что при необходимости теоретическую часть медицинских дисциплин можно преподавать дистанционно, но практические занятия удаленным обучением заменить невозможно.
Об авторах
Е. Д. ПятибратРоссия
Пятибрат Елена Дмитриевна – д-р мед. наук, доц. каф. госпитальной терапии
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6
А. В. Гордиенко
Россия
Гордиенко Александр Волеславович – д-р мед. наук проф., проф. каф. госпитальной терапии
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6
Н. В. Сорокин
Россия
Сорокин Николай Васильевич – канд. мед. наук, преподаватель каф. госпитальной терапии
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6
А. О. Пятибрат
Россия
Пятибрат Александр Олегович – д-р мед. наук доц., проф. каф. мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 2
Список литературы
1. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118 (3). – С. 89–92.
2. Дроздовский А.К. Современные возможности и перспективы дифференциальной психофизиологии профессиональной деятельности. – 2018. – Т. 3, № 3 – С. 132–175.
3. Макеенко В.В., Кузнецов С.В., Груздева Д.А., Баурова Н.Н. Качество жизни, эмпатия и склонность к девиантному поведению у студентов медицинских вузов // Вестник психотерапии. – 2019. – № 72 (77). – С. 7–18.
4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 388 с.
5. Плохоцкий А.И., Ковалёв В.В. Особенности применения методов аппаратурной оценки нейродинамических свойств при профессиональном отборе // Развитие профессионализма. – 2018. – № 1 (5). – С. 85–87.
6. Попов В.И., Марченко Л.О., Левич С.Н. [и др.] Психологическая готовность медицинского персонала к работе по специальности в период эпидемиологического неблагополучия // Вестник психотерапии. – 2020. – № 76 (81). – С. 134–147.
7. Сагиндыкова А.С., Тугамбекова М.А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 495–498.
8. Karhanyan G.G. Analysis of distance learning in force majeure conditions // Cross - Cultural Studies: Education and Science – 2020. – Vol. 5, N 2. – Р. 92–96.
9. Ragozin O.N., Shalamova Ye.Yu., Ilyushchenko N.A. [et al.] Sex and age characteristics of daily activityof distance learning students in northern climate // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. – 2020. – N 2. – Р. 130–135.
Рецензия
Для цитирования:
Пятибрат Е.Д., Гордиенко А.В., Сорокин Н.В., Пятибрат А.О. Психофизиологические особенности дистанционного обучения. Вестник психотерапии. 2021;1(78):126-134.
For citation:
Pyatibrat E.D., Gordienko A.V., Sorokin N.V., Pyatibrat A.O. Psychophysiological features of distance learning. Bulletin of psychotherapy. 2021;1(78):126-134. (In Russ.)