Личностный фактор аутодеструктивного поведения подростков
Аннотация
В работе представлено исследование влияния личность подростка на саморазрушительное поведение. Автор считает, что основная причина аутодеструктивного поведения подростков заключается в особенностях развития их личности. В связи с этим ставится вопрос о внутренней работе личности подростка, ее самосознания в генезисе аутодеструкции, о том, что и как в личности запускает энергию саморазрушения. Целью исследования является выявление неспецифического и специфического вклада личности подростков в формировании аутодеструкции. На репрезентативной выборке подростков (n = 600) проведено комплексное психологическое и математико-статистическое исследование, позволившее ввести комплексную личностную переменную Фактор I как ключевую детерминанту аутодеструктивного поведения. Исследование показало важные вклады (общий и специфический) психологических составляющих личности в процессы самодетерминации саморазрушения в различных жизненных ситуациях.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ИпатовРоссия
Ипатов Андрей Владимирович – канд. психол. наук доцент, доцент каф. социально-гуманитарных наук
192007, Санкт-Петербург, Воронежская ул., д. 79
Список литературы
1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2007. – 351 с.
2. Гилинский Я.И., Гурвич И.Н., Русакова М.М. [и др.]. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 198 с.
3. Ипатов А.В. Психология аутодеструктивного поведения подростков: монография. – М. : РУСАЙНС, 2019. – 288 с.
4. Казанская В.Г. Социализация подростка в семье и школе: монография. – СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 128 с.
5. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / сост. Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева [и др.]. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
6. Маклаков А.Г., Головешкин И.Д., Головешкина Н.В. [и др.] Проблемы диагностики адаптационных способностей у обучаемых общеобразовательных организаций при решении задач психолого-педагогического сопровождения // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – 2016. – С. 8–14.
7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.
8. Россия в цифрах. 2018: Крат. ст. сб. – М. : Росстат, 2018. – 522 с.
9. Сидорова А.А. Психологическая диагностика личностного адаптационного потенциала подростков, воспитывающихся в детском доме // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2018. – № 2. – С. 45–58.
10. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография. – СПб. : Речь, 2006. – 192 с.
11. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2014. – Вып. 3. – С. 5–16.
12. Ozer E.M., Macdonald T., Irwin C. E., Jr. Adolescent health care in the United States: Implications and projections for the new millennium / In J. Mortimer, R. Larson (Eds.) // The changing adolescent experience: Societal trends and the transition to adulthood. – N.Y. : Cambridge University Press. – 2002. – Р. 129–174.
13. Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking // Developmental Review. – 2008. – Vol. 28, № 1. – Р. 78–106.
14. Shweder R.A., Goodnow J., Hatano G. [et al.]. The Cultural Psychology of Development: One Mind, Many Mentalities. (Revised and Updated) / In William Damon (Ed.). – Handbook of Child Psychology. 6-th Edition. – 2006. – Vol. 1, Chap. 13. – N.Y. : John Wiley and Sons.
Рецензия
Для цитирования:
Ипатов А.В. Личностный фактор аутодеструктивного поведения подростков. Вестник психотерапии. 2021;1(77):54-70.
For citation:
Ipatov A.V. Personality factor of autodestructive behavior of adolescents. Bulletin of psychotherapy. 2021;1(77):54-70. (In Russ.)