Preview

Вестник психотерапии

Расширенный поиск
№ 74 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ

7-29 17
Аннотация

В исследовании особенностей психических расстройств у пациентов, поступающих в стационар, специализированный по долечиванию больных с коронавирусной инфекцией, рассмотрена выборочная совокупность, включающая 406 больных с подтвержденной и предполагаемой коронавирусной инфекцией. Из этого числа больных 16,9 % (69 человек) имели признаки психического расстройства. В структуре психических расстройств преобладали астения (92,7 %), аффективные расстройства (52,1 %) и деменция (53,6 %). При этом астения была характерна для всех возрастных групп больных, тревожные расстройства чаще встречались у пациентов молодого и среднего возраста, а деменция – у пациентов пожилого и старческого возраста. Наиболее часто психические расстройства фиксировались у лиц пожилого и старческого возраста. У некоторых больных усиление астенических проявлений предшествовало падению сатурации крови кислородом и ухудшению состояния. В ряде случаев тревога и паника предшествовали падению сатурации крови кислородом. У большинства пациентов с деменцией коронавирусная инфекция способствовала ухудшению психического состояния больных. Довольно высоким оказался процент расстройств сознания (8,7 % от числа всех консультированных больных). Значительную роль на состояние пациентов оказывают психогенные факторы, способствуя формированию тревоги, панического реагирования и психологической дезадаптации. Среди госпитализированных больных есть пациенты, требующие психиатрической, психотерапевтической и удаленной психологической поддержки. Также требуется решение проблем обеспечения безопасности персонала и больных в случаях развития состояний, представляющих опасность.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

30-42 8
Аннотация

Разработаны меры по снижению выраженности паттернов аутоагрессивности у подростков, базирующиеся на поэтапном использовании метода когнитивной терапии в виде развития когнитивных навыков с целью преодоления аутоагрессивных паттернов как неотъемлемой части комплексной модели психокоррекционной терапии аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте. В результате применения комплексной модели реабилитации с использованием психокоррекционных мероприятий, направленных на предупреждение аутоагрессивного поведения, выявлена положительная динамика клинико-психопатологических характеристик у подростков.

42-58 15
Аннотация

В статье дается обзор первичных, вторичных и третичных программ превенции суицидального и самоповреждающего поведения подростков, применяемых в общеобразовательных школах. Приводятся примеры отечественных и зарубежных программ, использующих разные теоретические и практические подходы: когнитивно-поведенческий, экзистенциальный, логотерапевтический. Рассматривается специфика применения программ превенции для начальной, средней и старшей школы. Раскрывается содержание «восходящего» подхода в профилактике. Описаны программы, направленные на работу с персоналом общеобразовательных школ, с учащимися разных возрастных групп, с родителями учащихся. Приведены программы вторичной превенции суицидального поведения, учитывающие коморбидные расстройства подросткового возраста, развивающихся на фоне аутоагрессивных проявлений.

59-75 10
Аннотация

Целью настоящей работы явилось исследование роли приверженности к лечению в достижении максимальной эффективности использования программно-аппаратного комплекса акустических колебаний (ПРАК) в реабилитации пациентов с нарушением двигательных функций. На репрезентативной выборке пациентов с нарушением двигательных функций различной этиологии (n = 56), проанализирована динамика эмоционального состояния в процессе психокоррекционных мероприятий. Обоснована целесообразность включения ПРАК в план психологической реабилитации для снижения уровня соматизации, страха движения, улучшения общего самочувствия, при этом оптимальный уровень эмоциональной комплаентности обозначен как предиктор достижения максимальной эффективности. В качестве основной точки приложения превентивных усилий медицинского психолога обозначена работа в отношении чрезмерной тревожности пациентов.

76-96 9
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение составляющих алекситимии и агрессии как факторов риска развития дистресса, депрессии и тревоги. В исследовании приняло участие 90 лиц женского пола в возрасте 19–34 лет. Обнаружено, что около 65 % участников исследования находятся в зоне риска развития серьезных нарушений психической природы. Ключевой психопатологической алекситимической чертой, связанной с дистрессом, депрессивной и тревожной симптоматикой, являются сложности с пониманием собственных эмоций. Лица с высоким уровнем депрессивной симптоматики характеризуются более высоким уровнем данной алекситимической черты. Враждебность более характерна для лиц с повышенным уровнем депрессивной симптоматики по сравнению с лицами с низким уровнем депрессивной симптоматики. Враждебность является фактором риска дистресса и тревоги, а сложности с пониманием собственных эмоций – депрессии и дистресса. Враждебность является более значимым предиктором дистресса у молодых женщин по сравнению с трудностями в определении эмоций. Наблюдается частичный опосредующий эффект затруднений в идентификации собственных чувств на связь враждебности с дистрессом. Трудности с пониманием собственных чувств и эмоций, а также враждебность являются значимыми факторами риска развития психоэмоциональных нарушений у молодых лиц женского пола.

97-109 7
Аннотация

На основе сравнительного анализа выявляются особенности стрессоустойчивости, личностной и ситуационной тревожности у больных психосоматического профиля (с гипертонической болезнью 2-й и 3-й стадий) во взаимосвязи со стратегиями защитно-совладающего поведения. По итогам анализа делается вывод о целесообразности сосредоточения усилий медицинских психологов в ходе психокоррекционной работы на снижение частоты использования рассматриваемой категорией больных пассивных и активных дезадаптивных стратегий защитно-совладающего поведения в конфликтных ситуациях.

110-118 8
Аннотация

В работе представлены данные о влиянии патогенных факторов в формировании объективных различий в функционировании системы кровообращения у больных кардиальной патологией по сравнению со здоровыми лицами, что может быть использовано в диагностике, при выявлении групп риска, а также в поиске возможных методов лечения, направленных на нормализацию регуляции функционирования сердечно-сосудистой системы.

119-130 6
Аннотация

Приведено обоснование пяти психологических компонентов защитно-совладающего поведения специалистов экстремального (пожарно-спасательного) профиля и результаты их одномерной и многомерной оценки во взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности, ее стажем и возрастом, а также выраженностью психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронический гастрит и др.).

131-137 6
Аннотация

Приведены результаты разработки регрессионной модели психологического прогноза конфликтного поведения больных с гипертонической болезнью. Описана программа коррекции конфликтного поведения больных гипертонической болезнью, направленная на повышение стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности и обучение навыкам конструктивного и адаптивного поведения в различных жизненных ситуациях, включая конфликтные, снижение психологического дискомфорта.

138-149 9
Аннотация

Одной из возможных ключевых точек приложения усилий педагога является диагностика, а при необходимости и модификация индивидуальной иерархии потребностей учащегося. Система потребностей и ценностей, формирующаяся в том числе и в процессе учебы в высшем учебном заведении, является одним из основных витальных ориентиров специалиста, во многом определяя стратегию и тактику его дальнейшего жизненного и профессионального поведения в социуме.

Постулационная иерархия достаточно адекватно описывается пирамидой потребностей А. Маслоу. В качестве базисных, или биологических, выделяют физиологические потребности и потребность в безопасности. Промежуточное положение занимают социальные потребности (в принадлежности и любви, уважении и почитании). Высший уровень иерархии составляют духовные потребности (познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации). Нами проведена оценка соответствия иерархии потребностей студентов/курсантов выпускного курса медицинского высшего учебного заведения классическим представлениям и качеством отработки компетенций выпускника.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0132-182X (Print)
ISSN 2782-652X (Online)